У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Богомолов
С.В. Дело № 33а-756/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 14 февраля 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 ноября
2016 года, по которому постановлено:
Административный иск Прокурора Ленинского района г.
Ульяновска удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска
ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,
расположенную с западной стороны старого городского кладбища по ул.
Старосвияжский пригород в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение
суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения
природоохранного законодательства установлено, что на территории участка по ул.
Старосвияжский пригород в Ленинском районе г.Ульяновска площадью 200 кв.м
расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Никаких мер по очистке
загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не предпринимается.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится
в муниципальной собственности. Расположение несанкционированной свалки на
территории города нарушает права жителей города на благоприятную окружающую
среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению
санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, вспышке и
распространению инфекционных заболеваний.
В связи с этим прокурор Ленинского района г.Ульяновска просил возложить
на администрацию города Ульяновска обязанность ликвидировать
несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную с
западной стороны старого городского кладбища по ул. Старосвияжский пригород в
г. Ульяновске.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по охране окружающей
среды Администрации города Ульяновска, Управление по благоустройству
Администрации города Ульяновска.
Рассмотрев исковые требования прокурора по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
администрация города Ульяновска просит отменить принятое судом решение как
незаконное. Ссылаясь на
ч.3 ст.8, ч.1 ст.3, ч.2, 3 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998
года «Об отходах производства и потребления», ст.38 Устава МО «город Ульяновск»
утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года №
119, указывает на то, что в соответствии
положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления
лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке
бытовых отходов. В данном случае вины администрации г.Ульяновска в образовании
несанкционированной свалки нет, поскольку она образована неустановленными
лицами. Лицо, виновное в образовании данной свалки, не установлено. Установить
лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших указанные в иске
нарушения, силами администрации города Ульяновска не представляется возможным
ввиду отсутствия у нее полномочий на проведение оперативно-розыскных
мероприятий. Вместе с тем обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена
именно на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах.
Суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего
субъекта – совершить действия по ликвидации свалки. Однако администрация г.Ульяновска
не является хозяйствующим субъектом. В соответствии с действующим
законодательством на органе местного самоуправления лежит обязанность по
организации деятельности по обращению с отходами.
В судебное заседание не явились представители администрации
г.Ульяновска, Управления по охране
окружающей среду администрации г.Ульяновска, Управление по благоустройству
администрации г.Ульяновска. О дате и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10
Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного
самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления,
радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть
безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации (пункт 1
статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского
округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах
городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3
статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Частью 1
статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы
производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых
должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые
должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской
проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству
администрации г.Ульяновска на территории участка по ул. Старосвияжский пригород
в Ленинском районе г.Ульяновска территория площадью 200 кв.м захламлена
твердыми бытовыми отходами, строительным мусором и обрезками сучьев (ветвей)
деревьев. Данный факт подтверждается актом обследования территории от 11
октября 2016 года, фотоматериалами.
Удовлетворяя требования прокурора Ленинского
района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
районный суд исходил из того, что бездействие администрации г.Ульяновска по
решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации
несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к
нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории
муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья
граждан.
Судебная коллегия с выводами суда
соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В силу пункта 1
статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» территории муниципальных образований
подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими,
санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления
городских округов в области обращения с отходами относится участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3
статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления»).
На основании пункта 24
части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов.
Суд, исследовав и оценив представленные в
материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие
значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении
административных исковых требований, возложив на администрацию г.Ульяновска
обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего
субъекта, хотя администрация г.Ульяновска таковым не является, на администрации г.Ульяновска лежит
обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами,
основанием для отмены решения суда не являются.
Исходя из приведенных выше положений
законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и
переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции
муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной
обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного
юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае
неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной
обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора
ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок,
несет именно данный орган местного самоуправления.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не
было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем
юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка,
оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А :
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
г.Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: