Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 07.02.2017, опубликован на сайте 20.02.2017 под номером 64558, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственными средствами, возместить расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                                     Дело № 33-511/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              07 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Быковой Н*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 22 декабря 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить законному представителю несовершеннолетнего Б*** Д*** В*** Быковой Н*** А*** денежные средства в размере 1388,00 руб. (одна тысяча триста восемьдесят восемь рублей), затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.., пояснения прокурора Колгановой Е.А.,   возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Б*** Д.В., *** года рождения,  обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской  области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства»  об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственными средствами, возместить расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Б*** Д.В. *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***.2020. 27.11.2015 Быкову Д.В. лечащим врачом был выписан рецепт для бесплатного получения лекарственного препарата ***. По причине отсутствия указанного препарата на территории города Димитровграда в выдаче лекарства было отказано. Быкова Н.А., мать несовершеннолетнего Б*** Д.В., приобрела его за свой счет, потратив 544,10 руб. 03.12.2015 Быкову Д.В. был выписан рецепт для бесплатного получения лекарственного препарата «***. По аналогичной причине указанный лекарственный препарат был приобретен за собственные денежные средства – 844 руб.  19.08.2016 Б*** Д. В. лечащим врачом был выписан рецепт для бесплатного получения лекарственного препарата ***. По причине отсутствия указанных препаратов Быкова Н. А. приобрела их за собственные денежные средства, потратив 1193 руб.

С учетом уточнения прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по необеспечению Б*** Д*** В*** лекарственными препаратами ***, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Быковой Н.А. денежные средства в размере 2581,10 руб., затраченные на приобретение   указанных препаратов.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Быкова Н.А. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов ***, просит его отменить в этой части принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что лицо, признанное в установленном порядке ребенком-инвалидом, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости. Считает, что ее вины в том, что рецепт выписан врачом на бланке формы №107-1/у не имеется. Кроме того указывает, что копию назначения лекарства врачом у нее не было возможности представить в судебном заседании поскольку медицинская карта находилась в детской поликлинике.

В возражении Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Апелляционное представление прокурором отозвано до начала рассмотрения дела по существу.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Быков Д*** В***, *** года рождения  является «ребенком-инвалидом». Инвалидность установлена на срок до ***.2020.  

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При этом, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года №2782-р (утратил силу с 01 марта 2016 года), а также Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственные  препараты ***   внесен в указанный перечень, и Б*** Д. В.  на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).

В соответствии с п. 4 Постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.

Б*** Д. В. лечащим врачом были выписаны рецепты:   *** от 27.11.2015 на лекарственное средство ***, серии  *** от 03.12.2015 на лекарственное средство «***, от 19.08.2016 на лекарственное средство ***. 

В связи с тем, что на обращение Быковой Н.А. в аптеку ООО «УльяновскФармация» было отказано  в предоставлении лекарственных препаратов *** по рецептам: *** от 27.11.2015, серии  *** от 03.12.2015, Быкова Н.А. вынуждена была приобрести их за счет собственных средств, затратив 1388 руб., что подтверждено представленными товарными и кассовыми чеками.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Поскольку необеспечение  Быкова Д.В. лекарственными препаратами  *** по рецептам от 27.11.2015 и 03.12.2015 произошло вследствие бездействия ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, понесенные  Баковой Н.В. (матерью несовершеннолетнего) в силу ст. 15 ГК РФ относятся к убыткам, вывод суда о том, что указанные убытки подлежат возмещению ответчиком является верным. Соответственно решение суда в части взыскания с Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Быковой Н.А., законного представителя ребенка-инвалида Быкова Д.В.,  стоимости  лекарственных препаратов  *** в размере 1388 руб. является правильным.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Согласно Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н  "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного  течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе:  отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890.

Согласно п.4 раздела 1 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н  рецепт, выписанный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, считается недействительным.

Из п.10 Приказа следует, что рецептурные бланки форм N 148-1/у-04 (л), N 148-1/у-06 (л) предназначены для выписывания лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.

П. 11 приказа предусматривает, что рецептурный бланк формы N 107-1/у предназначен для выписывания: лекарственных препаратов, указанных в пункте 4 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих, кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 562н; иных лекарственных препаратов, не указанных в пунктах 8 - 10 настоящего Порядка.

Как следует из материалов дела рецепт от 19.08.2016 на лекарственное средство ***   выписан на бланке формы №107-1/у, который не предполагает  бесплатное предоставление  указанных в нем лекарственных средств.   Соответственно Быкова Н.А. могла получить указанные лекарства только за плату.

Поскольку судом не установлено наличие  причинно следственной связи между действиями  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и понесенными  Быковой Н.А. затратами на приобретение  лекарственных препаратов ***, отказ в возмещении указанных затрат за счет ответчика является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы Быковой Н.А, в части того, что ее сын, являясь ребенком-инвалидом, имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами, а не только входящими в соответствующий Перечень, а потому понесенные ею затраты в размере 1193 руб. на приобретение «*** по рецепту от 19.08.2016 также подлежат возмещению ответчиком не состоятельны и  не влекут отмен судебного решения.

Как следует из вышеприведенных законодательных норм учет лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, а также порядок такого обеспечения четко регламентирован, поскольку лекарства для указанной категории лиц закупаются за счет средств соответствующего бюджета.  Именно поэтому, врач, назначающий  лекарство, в том числе и ребенку-инвалиду,  выписывает рецепт той формы, которая предусмотрена  Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н , с учетом права больного на бесплатное обеспечение  указанным препаратом. ООО «УльяновскФармация», уполномоченная в силу договора обеспечивать  инвалидов бесплатными  лекарственными препаратами,  выдает бесплатный лекарственный препарат только по предъявлении  рецепта определенной формы. Указанный порядок позволяет  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновкой области  своевременно и в полном объеме обеспечить  льготников бесплатными лекарственными препаратами.  При этом  ООО «УльяновскФармация» не имело правовых оснований по предъявленному  Быковой Н.А. рецепту от 19.08.2016 выдать ей бесплатно ***. 

Поскольку  бланк рецепта от 19.08.2016 не является документом строгой отчетности и в обязанности ответчика не входит бесплатное  обеспечение по данному рецепту лекарственными средствами, т.е. отсутствует причинно-следственная связь между действием (бездействием) Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  и понесенными Быковой Н.А. затратами на приобретение указанных препаратов,    оснований для возмещения понесенных ею затрат в размере 1193 руб. не имеется      

В остальной части доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.   

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 22 декабря 2016 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Быковой Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: