УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Берхеева А.В.
Дело № 33-511/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
07
февраля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора
Колгановой Е.А.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Быковой Н*** А*** на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 ноября 2016
года, с учетом определения того же суда от 22 декабря 2016 года об исправлении
описки, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области удовлетворить
частично.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
возместить законному представителю несовершеннолетнего Б*** Д*** В*** Быковой Н***
А*** денежные средства в размере 1388,00 руб. (одна тысяча триста восемьдесят
восемь рублей), затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В.., пояснения
прокурора Колгановой Е.А., возражавшей
против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Димитровграда
Ульяновской области, действуя в интересах Б*** Д.В., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» об обязании обеспечить
лечение инвалида лекарственными средствами, возместить расходы, понесенные на
приобретение лекарственного препарата.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Б***
Д.В. *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на
срок до ***.2020. 27.11.2015 Быкову Д.В. лечащим врачом был выписан рецепт для
бесплатного получения лекарственного препарата ***. По причине отсутствия
указанного препарата на территории города Димитровграда в выдаче лекарства было
отказано. Быкова Н.А., мать несовершеннолетнего Б*** Д.В., приобрела его за
свой счет, потратив 544,10 руб. 03.12.2015 Быкову Д.В. был выписан рецепт для
бесплатного получения лекарственного препарата «***. По аналогичной причине
указанный лекарственный препарат был приобретен за собственные денежные
средства – 844 руб. 19.08.2016 Б*** Д.
В. лечащим врачом был выписан рецепт для бесплатного получения лекарственного
препарата ***. По причине отсутствия указанных препаратов Быкова Н. А.
приобрела их за собственные денежные средства, потратив 1193 руб.
С учетом уточнения
прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области по необеспечению Б*** Д***
В*** лекарственными препаратами ***, обязать Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Быковой Н.А.
денежные средства в размере 2581,10 руб., затраченные на приобретение указанных препаратов.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Быкова Н.А. не соглашается с решением суда в части отказа в
удовлетворении исковых требований о возмещении понесенных расходов на
приобретение лекарственных препаратов ***, просит его отменить в этой части
принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование
указывает, что лицо, признанное в установленном порядке ребенком-инвалидом,
вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления
бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Считает, что ее вины в том, что рецепт выписан врачом на бланке формы №107-1/у
не имеется. Кроме того указывает, что копию назначения лекарства врачом у нее
не было возможности представить в судебном заседании поскольку медицинская
карта находилась в детской поликлинике.
В возражении
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без
изменения.
Апелляционное
представление прокурором отозвано до начала рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Быков Д*** В***, *** года рождения
является «ребенком-инвалидом». Инвалидность установлена на срок до ***.2020.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг.
При этом, в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения на 2015 год, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2014 года №2782-р (утратил силу с 01 марта
2016 года), а также Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р,
лекарственные препараты *** внесен в указанный перечень, и Б*** Д.
В. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ
«О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят
социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В целях реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» и положений Федерального закона
от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области
принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено
определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской
области исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся
к группам населения, предусмотренным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации,
зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными
препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории
Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности
(далее - граждане, имеющие право на льготу).
В соответствии с п. 4 Постановления
финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет
средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития
Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий
финансовый год и плановый период на данные цели.
Б*** Д. В. лечащим
врачом были выписаны рецепты: *** от
27.11.2015 на лекарственное средство ***, серии
*** от 03.12.2015 на лекарственное средство «***, от 19.08.2016 на
лекарственное средство ***.
В связи с тем, что
на обращение Быковой Н.А. в аптеку ООО «УльяновскФармация» было отказано в предоставлении лекарственных препаратов ***
по рецептам: *** от 27.11.2015, серии ***
от 03.12.2015, Быкова Н.А. вынуждена была приобрести их за счет собственных
средств, затратив 1388 руб., что подтверждено представленными товарными и
кассовыми чеками.
Пунктом 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо
предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях
независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в
обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Поскольку
необеспечение Быкова Д.В. лекарственными
препаратами *** по рецептам от
27.11.2015 и 03.12.2015 произошло вследствие бездействия ответчика –
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, понесенные Баковой Н.В.
(матерью несовершеннолетнего) в силу ст. 15 ГК РФ относятся к убыткам, вывод
суда о том, что указанные убытки подлежат возмещению ответчиком является
верным. Соответственно решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области в пользу Быковой Н.А., законного представителя
ребенка-инвалида Быкова Д.В.,
стоимости лекарственных
препаратов *** в размере 1388 руб.
является правильным.
Решение суда в
данной части не оспаривается.
Согласно Приказа
Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н
"Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных
препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и
выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное
получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со
скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется
медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести
и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке
стандартам медицинской помощи, в том числе: отдельным категориям граждан, имеющим право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в
том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по
решению врачебных комиссий медицинских организаций; гражданам, имеющим право на
получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных
препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп
населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются
по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890.
Согласно п.4 раздела
1 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н рецепт, выписанный с нарушением установленных
настоящим Порядком требований, считается недействительным.
Из п.10 Приказа
следует, что рецептурные бланки форм N
148-1/у-04 (л), N 148-1/у-06
(л) предназначены для выписывания лекарственных препаратов
гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или
получение лекарственных препаратов со скидкой.
П. 11 приказа
предусматривает, что рецептурный бланк формы N
107-1/у предназначен для выписывания: лекарственных препаратов,
указанных в пункте 4
Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского
применения, содержащих, кроме малых количеств наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные
вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N 562н; иных лекарственных препаратов, не указанных
в пунктах 8
- 10 настоящего Порядка.
Как следует из
материалов дела рецепт от 19.08.2016 на лекарственное средство *** выписан
на бланке формы №107-1/у, который не предполагает бесплатное предоставление указанных в нем лекарственных средств. Соответственно Быкова Н.А. могла получить
указанные лекарства только за плату.
Поскольку судом не
установлено наличие причинно следственной
связи между действиями Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и
понесенными Быковой Н.А. затратами на
приобретение лекарственных препаратов ***,
отказ в возмещении указанных затрат за счет ответчика является обоснованным.
Доводы апелляционной
жалобы Быковой Н.А, в части того, что ее сын, являясь ребенком-инвалидом, имеет
право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами, а не только
входящими в соответствующий Перечень, а потому понесенные ею затраты в размере
1193 руб. на приобретение «*** по рецепту от 19.08.2016 также подлежат
возмещению ответчиком не состоятельны и
не влекут отмен судебного решения.
Как следует из
вышеприведенных законодательных норм учет лиц, имеющих право на бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами, а также порядок такого обеспечения
четко регламентирован, поскольку лекарства для указанной категории лиц
закупаются за счет средств соответствующего бюджета. Именно поэтому, врач, назначающий лекарство, в том числе и
ребенку-инвалиду, выписывает рецепт той
формы, которая предусмотрена Приказом Минздрава
России от 20.12.2012 N 1175н , с учетом права больного на бесплатное
обеспечение указанным препаратом. ООО
«УльяновскФармация», уполномоченная в силу договора обеспечивать инвалидов бесплатными лекарственными препаратами, выдает бесплатный лекарственный препарат
только по предъявлении рецепта
определенной формы. Указанный порядок позволяет
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновкой области своевременно и в
полном объеме обеспечить льготников
бесплатными лекарственными препаратами.
При этом ООО «УльяновскФармация»
не имело правовых оснований по предъявленному
Быковой Н.А. рецепту от 19.08.2016 выдать ей бесплатно ***.
Поскольку бланк рецепта от 19.08.2016 не является
документом строгой отчетности и в обязанности ответчика не входит
бесплатное обеспечение по данному
рецепту лекарственными средствами, т.е. отсутствует причинно-следственная связь
между действием (бездействием) Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области
и понесенными Быковой Н.А. затратами на приобретение указанных
препаратов, оснований для возмещения
понесенных ею затрат в размере 1193 руб. не имеется
В остальной части
доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления, судом первой инстанции им
дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 07 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда
от 22 декабря 2016 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Быковой Н*** А*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: