Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 26.09.2016 под номером 61758, 2-я гражданская, об обязывании обеспечить Кирсанову Д.И. необходимым количеством лекарственных препаратов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                               Дело № 33-4444/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района в интересах К*** Д*** И*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить лечение К*** Д*** И*** жизненно-необходимыми лекарственными препаратами *** – 13 упаковок на год (1 упаковка на 4 недели) 40 мг. в шприце (2 шприца в упаковке), *** в соответствии с назначением врача, до отмены указанных лекарственных препаратов лечащим врачом.

Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» от гражданско-правовой ответственности освободить.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя истца Кирсановой В.А., возражавшей против доводов жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действующий в интересах К*** Д*** И***, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» (далее ГУЗ «Инзенская РБ») о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Инзенского района проведена проверка по обращению Кирсановой В.А., в котором она указала на ненадлежащее обеспечение ее дочери - К*** Д.И., *** года рождения, лекарственными препаратами - *** и *** Установлено, что К*** Д.И. имеет заболевание «***», является р***. В выписном эпикризе ФГБНУ *** от ***2015 года лечащим врачом А*** С.В. указано, что К*** Д.И. рекомендован «*** 40 мг подкожно каждые две недели не менее года. На год лечения необходимо 12 упаковок препарата «***» 40 мг в шприце (2 шприца в упаковке). Препарат аналогов не имеет и замене не подлежит. Назначен по жизненным показаниям. Кроме того, К*** Д.И. рекомендован «***) 15 мг/нед в фиксированный день. Из выписного эпикриза того же лечебного учреждения от 13.04.2016 года следуют аналогичные рекомендации, с указанием о необходимости 13-ти упаковок препарата «***» 40 мг в шприце. Несмотря на врачебные рекомендации и на необходимость получения лекарственных препаратов по жизненным показаниям, на 25.05.2016 года К*** Д.И. указанные препараты за март и апрель 2016 года не получила.

Ссылаясь на ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ, п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», ч. 9 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ, ст.45 ГПК РФ, с учетом уточнения иска просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** Д*** И***, *** г.р., необходимым количеством лекарственных препаратов, а именно – 13 упаковками препарата «***» 40 мг в шприце, «*** в соответствии с назначением врача. ГУЗ «Инзенская районная больница» просит освободить от гражданско-правовой ответственности.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы, К*** Д.И. обеспечена лекарственными препаратами «***» и «***» по рецептам от 11 января 2016 года, 01 февраля 2016 года, 01 марта 2016 года, 05 мая 2016 года, 20 мая 2016 года, 02 июня 2016 года, 23 июня 2016 года и 01 июля 2016 года. Обслуживание рецепта на «***» за апрель, а также рецептов на «***» за март, апрель, у которого истек срок годности, не представляется возможным. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в соответствии с рекомендациями. Соответственно, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Механизм исполнения решения, предусматривающего выдачу лекарства пациенту впрок, не предусмотрен.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что К*** Д.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом.

Согласно выписному эпикризу ФГБНУ ***» от ***.2015 года лечащим врачом А*** С.В. указано, что К*** Д.И. рекомендован «***» («***») 40 мг подкожно каждые две недели не менее года, на год лечения необходимо 12 упаковок препарата «***» 40 мг в шприце (2 шприца в упаковке), препарат аналогов не имеет и замене не подлежит, назначен по жизненным показаниям, рекомендован «*** 15 мг/нед в фиксированный день. Аналогичные рекомендации следуют из выписного эпикриза того же лечебного учреждения от 13.04.2016 года, с указанием о необходимости 13-ти упаковок препарата «*** 40 мг в шприце.

По состоянию на 25.05.2016 года К*** Д.И. указанные препараты за март и апрель 2016 года не получила

Ссылаясь на данное обстоятельство, прокурор Инзенского района в интересах К*** Д.И. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст.6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 №2724-р, предусмотрены лекарственные препараты «***» и «***».

Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском (ювенильном) артрите, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 №865н, также предусмотрены лекарственные препараты «***».

На основании указанных нормативно-правовых актов, учитывая, что для К*** Д.И. указанные препараты являются жизненно необходимыми лекарственными препаратами, которые включены в первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 №865н, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности по обеспечению истицы данными лекарственными препаратами на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010 № 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).

В соответствии с п.4 Постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели

На основании указанных нормативных правовых актов суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что срок действия рецептов за март и апрель 2016 года а истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении ребенку-инвалиду К*** Д.И. необходимых лекарственных средств, поскольку нуждаемость истицы в указанных препаратах носит постоянный характер.

Ссылка в жалобе на то, что определение нуждаемости в лекарственных препаратах возложена на лечащего врача, а не на судебные органы, правильность выводов суда не опровергают, так как суд не определял такую нуждаемость, а обязал ответчика исполнить возложенные на него обязательства по обеспечению истицы выписанными ей в установленном законом порядке лекарственными препаратами.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: