Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 21.09.2016 под номером 61609, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                  Дело № 33-4351/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 июня 2016 года с учетом определения этого же суда от 19 июля 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Исковые требования Жильцова В*** А*** к  Главному управлению труда,  занятости и социального благополучия  Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  о признании незаконным решения комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Главное управление труда,  занятости и социального благополучия  Ульяновской области включить Жильцова В*** А*** в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области после включения в списки детей-сирот обеспечить Жильцова В*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «***» Мелекесского района Ульяновской области.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Жильцова В.А., Жильцовой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Жильцов В.А. обратился в суд с иском к  Главному управлению труда,  занятости и социального благополучия  Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  о признании незаконным решения комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, и обеспечить таким жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что с *** 2001 года имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Мелекесского района Ульяновской области № *** от *** 2001 года над ним была установлена опека. С *** 2010 года он зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: Ульяновская область, М***, где также постоянно зарегистрированы и проживают его бабушка (бывший опекун) - Жильцова Е.А., супруг бабушки - Б*** П.Н.,  дядя - К*** С.В., сестра Д***) Д.А., дочь сестры - Д*** В.А., а также 7 опекаемых бабушкой детей. Без учета опекаемых бабушкой детей в квартире зарегистрировано 6 человек, на каждого из которых приходится менее учетной нормы жилья 12 кв.м. *** 2013 года ему было отказано в удовлетворении заявления об установлении факта  невозможности проживания по указанному выше адресу, с чем он не согласен. Просил признать решение комиссии Министерства труда и социального развития Ульяновской области об отказе в установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении незаконным и отменить, обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «***» Мелекесского района Ульяновской области

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Жильцову Е.А., Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия Жильцова В.А. в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в Мелекесском районе Ульяновской области, а также по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

В возражениях на апелляционную жалобу Жильцов В.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Жильцов В.А., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец – Ж*** А.Н. умер *** года, мать - Ж*** Е.Н. решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от *** года ограничена в родительских правах.

Постановлением Главы Мелекесского  района Ульяновской области от *** 2001 года № *** опекуном Жильцова Д.А.  была назначена Жильцова Е.А.

Истец Жильцов В.А., его сестра Ж*** Д.А., бабушка Жильцова Е.А., дядя К*** С.В. являются собственниками четырехкомнатной квартиры ***, общей площадью 64,39 кв.м, расположенной в доме *** по ул. М*** в равных долях каждый (по ¼ доли в праве).

Никто из сособственников жилого помещения по указанному выше адресу, в том числе истец,  иных  жилых помещений в собственности не имеет.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от *** 2013 года Министерства труда и социального развития Ульяновской области истцу отказано в установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении по указанному выше адресу, со ссылкой на то, что истец обеспечен жилым помещением. 

Полагая указанное решение комиссии незаконным, Жильцов В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные Жильцовым В.А. требования, суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства дела и руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с подпунктом 3 п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года № 96-П, документами, подтверждающими факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, являются:  выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемых жилых помещениях лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе в случае, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение ребенка-сироты.

В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от *** 2006 года № *** учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Новомайнское городское поселение» составляет 12 кв.м.

Суд первой инстанции обоснованно отказал Жильцову В.А. в удовлетворении иска о признании незаконным решения комиссии от *** 2013 года, поскольку на момент обращения Жильцова В.А. в орган опеки и попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом посещении с учетом постоянно проживающих в квартире по указанному выше адресу лиц, на каждого из них, в том числе на истца, приходилось более учетной нормы жилой площади (64,39 кв.м/5 чел.).

Однако *** года у сестры истца Д*** Д.А. родилась дочь, которая с *** 2014 года также постоянно зарегистрирована и проживает  вместе с матерью по адресу: У***

Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец не обеспечен жильем, поскольку на каждого из лиц, постоянно зарегистрированных и проживающих в квартире по адресу: У*** приходится менее учетной нормы жилья (64,39 кв.м/6 чел.).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года)  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ст. 18 Закона, по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 ст. 8.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии со ст. ст. 4, 5, 6, 7 Закона  Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 200-ЗО) дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом статьи 2 Закона № 200-ЗО, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что истец не обеспечен жилым помещением, а потому подлежит включению в соответствующий список и обеспечению специализированным жилым помещением.

Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 июня 2016 года  с учетом определения этого же суда от 19 июля 2016 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи