УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Савкин И.В. Дело
№ 33-2857/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
21 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Королёвой А.В.,
судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 марта 2016 года, по
которому постановлено:
Признать право муниципальной собственности муниципального
образования «Тереньгульский район Ульяновской области» на бесхозяйный объект –
здание райвоенкомата с гаражом на 3 машины, расположенное по адресу: У***
область, Т*** район, р.п. ***, ул. *** (литеры А, а, к, к1), общей площадью 836,8
кв.м, кадастровый номер ***.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения
представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Чижаковского И.И.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не
подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Муниципальное учреждение «Комитет по управлению
муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования
«Тереньгульский район» Ульяновской области» (далее - МУ КУМИЗО МО «Тереньгульский
район» Ульяновской области», Комитет) обратилось в суд с иском к Территориальному
управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Ульяновской области (далее – ТУ Росимущества в Ульяновской области) о признании
права муниципальной собственности на бесхозяйственный объект – здание
райвоенкомата с гаражом на 3 машины, расположенное по адресу: У*** область, Т***
район, р.п. ***, ул***
(литеры А, а, к, к1), общей площадью 836,8 кв.м, кадастровый номер ***. В
обоснование требований Комитет указал, что данный объект с 28.01.2014 учтен как
бесхозяйное недвижимое имущество, собственники объекта неизвестны, владельцы
отсутствуют, в течение года с момента постановки объекта на учет как
бесхозяйного никто своих прав на него не заявил, спор о праве отсутствует.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской области».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области
просит отменить принятое по делу решение, как постановленное с нарушением норм
материального и процессуального права, и вынести новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что здание
военного комиссариата должно находиться в федеральной собственности. Военные
комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России и входят в
состав военных округов. Министерство обороны РФ является уполномоченным
федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных
сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций. Согласно п. 2 раздела
2 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик в составе
РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно
федеральной собственности относятся объекты органов гражданской обороны,
имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск,
органов безопасности, органов внутренних дел РФ и других учреждений,
финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители истца
и ответчика не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судебная коллегия с учетом мнения представителя ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области», определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
выводу о наличии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной
жалобы по следующим основаниям.
По делу установлено, что здание райвоенкомата с гаражом на 3
машины, находящееся по адресу: У*** область, Т*** район, р.п. ***, ул. ***,
было построено в 1992 году.
Согласно акту приемки в эксплуатацию от 15.12.1992 здание
изначально строилось для размещения в нём райвоенкомата. Строительство велось
на основании решения райисполкома Тереньгульского районного Совета народных
депутатов, заказчиком строительства являлся Ульяновский облисполком, начало
строительства – декабрь 1990 года.
С момента сдачи здания в эксплуатацию в нем находится
военкомат, который владеет объектом, используя его по назначению, связанному с
деятельностью военного комиссариата.
Военкомат осуществляет общегосударственную деятельность,
обеспечивающую призыв граждан в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно п. 1
Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п. 2 раздела 2 приложения № 1
к этому Постановлению имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо
от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности
предприятий относится исключительно к федеральной собственности.
Военные комиссариаты являются территориальными органами
Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.
4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 07.12.2012 N 1609).
Министерство обороны Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в
области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом
Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны
Российской Федерации организаций (п. 1 Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
16.08.2004 N 1082).
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N
61-ФЗ «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 460-ФЗ)
имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на
правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу приведенных норм права у суда не имелось оснований
для признания права муниципальной собственности на объект, находящийся в
пользовании военкомата и относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Вывод суда о том, что здание райвоенкомата является
бесхозяйным объектом, основан на неправильном применении норм материального
права.
При наличии сведений о порядке возведения объекта для
расположения в нем райвоенкомата, нахождении в здании с момента ввода в
эксплуатацию до настоящего времени военного комиссариата, который осуществляет
полномочия владельца здания, оснований считать объект бесхозяйным не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда о признании права
муниципальной собственности на здание военного комиссариата не соответствует
закону.
На основании установленных обстоятельств, приведенных норм
права, судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого по делу решения
суда и вынесении нового решения об отказе МУ КУМИЗО МО «Тереньгульский район» Ульяновской
области» в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
23 марта 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления муниципального
учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными
отношениями муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области» к территориальному управлению Федерального агентства по управлению
государственным имуществом по Ульяновской области о признании за муниципальным
образованием «Тереньгульский район» Ульяновской области» права собственности на
здание райвоенкомата с гаражом на 3 машины, расположенное по адресу: У***
область, Т*** район, р.п. ***, ул. ***, отказать.
Председательствующий
Судьи: