У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Писарева Н.В.
Дело № 33а-3045/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 05 июля
2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Васильевой
Е.В. и Логинова Д.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной
миграционной службы России по Ульяновской области на решение Майнского
районного суда Ульяновской области от
21 апреля 2016 года, по которому постановлено:
Признать незаконным
отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области
в лице Миграционного пункта УФМС России по Ульяновской области в Майнском
районе зарегистрировать Малова Н*** А*** по месту жительства по адресу: У***
область, *** район, р.п. ***, ул. ***, д. ***.
Возложить на
Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице
Миграционного пункта УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе
обязанность зарегистрировать Малова Н*** А*** по месту жительства по адресу: У***
область, *** район, р.п. ***, ул. ***, д. ***.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УФМС России по Ульяновской
области Нарышкиной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Самодурова О.Ю., Малов Н.А. обратились в суд с административным
заявлением к УФМС России по Ульяновской области, в котором просили признать
незаконным отказ УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе в
регистрации Малова Н.А. по адресу: У*** область, р.п. ***, ул. ***, *** и
обязать административного ответчика зарегистрировать Малова Н.А. по указанному
адресу. В обоснование требований указали, что с 21.04.2014 состоят в
зарегистрированном браке. После вступления в брак они проживали в принадлежащей
Самодуровой О.Ю. однокомнатной квартире по адресу: У*** область, *** район,
р.п. ***, ул. ***, ***. ***.2015 у них родилась дочь Малова О.Н., после
рождения которой, используя средства материнского капитала, они улучшили
жилищные условия - приобрели трехкомнатную квартиру в четырехквартирном доме по
адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, ***. Самодурова О.Ю., сын
истицы от первого брака Самодуров К.Е. и их общая дочь Малова О.Н. были
зарегистрированы по указанному адресу, а Малову Н.А. в регистрации по месту
жительства ответчиком отказано со ссылкой на необходимость представления
согласия всех сособственников жилого дома № *** по ул. ***. Считают отказ
необоснованным, поскольку не имеют возможности представить такие сведения.
Часть жильцов, являющихся сособственниками жилого дома, проживают за пределами
Ульяновской области, также имеются собственники, которые умерли, и наследство
после них еще не оформлено наследниками. Отказ ответчика нарушает их права,
поскольку семья лишена возможности совместного проживания. Кроме того, в
отсутствие регистрации Малов Н.А., работающий учителем, не имеет возможности
пользоваться предусмотренными законом льготами по оплате коммунальных услуг.
Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе УФМС России
по Ульяновской области просит отменить решение о признании незаконным отказа в
регистрации Малов Н.А. по месту жительства и вынести новое решение, которым
отказать истцам в удовлетворении исковых требований. Ссылается на положения
п.п. 1-3 ст. 244, ст. 246, ст. 247 ГК
РФ, ч.ч. 1,2 ст. 30 ЖК РФ, в соответствии с которыми для регистрации по месту
жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности,
необходимо наличие волеизъявления всех сособственников данного объекта. В
соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
17.07.1995 № 713, регистрация гражданина по выбранному месту жительства
осуществляется не только при предъявлении им документов, удостоверяющих
личность, а также заявления собственника жилого помещения. Принимая во
внимание, что Самодурова О.Ю. согласно свидетельству о государственной
регистрации права является собственником
25/100 долей жилого дома № *** по ул. ***, а остальная часть жилого дома
принадлежит иным лицам на праве общей долевой собственности, орган
миграционного учета обоснованно предложил заявителям представить сведения о
наличии согласия всех сособственников жилого дома на регистрацию Малова Н.А.
При наличии у истицы права общей долевой собственности на жилой дом,
миграционная служба при регистрации лица по месту жительства не должна давать
оценку сведениям, содержащимся в технической документации на жилой дом и
устанавливать, состоит ли жилой дом из изолированных квартир.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные
истцы, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом мнения административного ответчика,
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса
согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса
Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой
собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой
собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при
недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Исходя из смысла приведенных норм закона, для регистрации по месту
жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности,
которая является одной из форм распоряжения объектом недвижимости, необходимо
наличие волеизъявления всех собственников данного объекта на производство
указанных действий, выраженное путем их письменного заявления - согласия на
регистрацию.
Из материалов дела усматривается, что истице Самодуровой О.Ю. на праве
общей долевой собственности принадлежит 25/100
долей двухэтажного жилого дома по
адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, ***.
Право собственности истицы зарегистрировано в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.01.2016 на основании
договора купли-продажи доли в праве
общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок от 29.12.2015.
В принадлежащем Самодуровой О.Ю. жилом помещении зарегистрированы она
и двое её несовершеннолетних детей: Самодуров К.Е., ****** года рождения, и
Малова О.Н., ****** года рождения.
Истица обратилась в МП УФМС России по Ульяновской области в Майнском
районе с заявлением о регистрации по указанному адресу супруга Малова Н.А.,
однако ответчиком ей отказано с указанием на необходимость представления
согласия всех участников общей долевой собственности на жилой дом.
Считая требование миграционной службы о предоставлении согласия других
сособственников жилого дома на регистрацию Малова Н.А. незаконным, Самодурова
О.Ю. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Закон
Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» устанавливает, что правила регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных
лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской
Федерации (статья 3).
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской
Федерации постановлением
от 17.07.1995 N 713 утвердило Правила
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее –
Правила), которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства,
обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к
должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ,
удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту
жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством
Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В абзацах 1-5
п. 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень
документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по
месту жительства.
Приведенный в данной норме перечень документов не противоречит
законодательству и не является исчерпывающим.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного
использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им
обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это
соответствует требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно
которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные
документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище,
которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера,
обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П по делу о проверке конституционности
п.п. 10,
12
и 21
Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17.07.1995 N 713).
Жилищные права и обязанности согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации
возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а
также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным
законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов
органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным
законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и
обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в
результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям,
допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или
жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников
жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или
иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и
обязанностей.
Абзац 5 п. 16
Правил предусматривает, что гражданин предъявляет должностному лицу,
ответственному за регистрацию, документ, являющийся в соответствии с жилищным
законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое
помещение.
С учетом приведенных норм миграционный орган, имея сведения о
принадлежности истице только доли жилого дома по ул. ***, ***, вправе был
запросить у заявителя сведения о наличии согласия сособственников жилого дома
на регистрацию Малова Н.А. в доме.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии у суда оснований для признания незаконным отказа УФМС России по
Ульяновской области от *** № *** в регистрации Малова Н.А. в жилом доме по ул. ***,
***, поскольку данное решение принято в соответствии с требованиями
действующего законодательства.
В силу указанного, решение суда об удовлетворении административного
иска в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцам
в удовлетворении требований о признании отказа незаконным.
Решение суда о возложении на УФМС России по Ульяновской области
обязанности зарегистрировать Малова Н.А. по адресу: У*** область, р.п. ***, ул.
*** административным ответчиком не обжалуется.
В этой части судебная коллегия соглашается с решением, поскольку оно
принято на основании объективной оценки представленных в дело доказательств, с
учетом установленного судом факта принадлежности Самодуровой О.Ю. изолированной
квартиры в доме № *** по ул. ***, площадь которой соответствует 25/100 долям
жилого дома.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О ПР Е Д Е Л
И Л А :
Решение Майнского
районного суда Ульяновской области от
21 апреля 2016 года отменить в части удовлетворения исковых требований Самодуровой О*** Ю***
и Малова Н*** А*** к УФМС России по Ульяновской области о признании незаконным
отказа в регистрации по месту жительства Малова Н*** А***.
Вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска
отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи