Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание незаконным отказа УФМС в регистрации по месту жительства
Документ от 05.07.2016, опубликован на сайте 21.07.2016 под номером 60263, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ в регистрации по месту фактического проживания, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Писарева Н.В.                                                           Дело № 33а-3045/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                05 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В.  и Логинова Д.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от
21 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице Миграционного пункта УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе зарегистрировать Малова Н*** А*** по месту жительства по адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, д. ***.

Возложить на Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице Миграционного пункта УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе обязанность зарегистрировать Малова Н*** А*** по месту жительства по адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, д. ***.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УФМС России по Ульяновской области Нарышкиной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Самодурова О.Ю., Малов Н.А. обратились в суд с административным заявлением к УФМС России по Ульяновской области, в котором просили признать незаконным отказ УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе в регистрации Малова Н.А. по адресу: У*** область, р.п. ***, ул. ***, *** и обязать административного ответчика зарегистрировать Малова Н.А. по указанному адресу. В обоснование требований указали, что с 21.04.2014 состоят в зарегистрированном браке. После вступления в брак они проживали в принадлежащей Самодуровой О.Ю. однокомнатной квартире по адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, ***. ***.2015 у них родилась дочь Малова О.Н., после рождения которой, используя средства материнского капитала, они улучшили жилищные условия - приобрели трехкомнатную квартиру в четырехквартирном доме по адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, ***. Самодурова О.Ю., сын истицы от первого брака Самодуров К.Е. и их общая дочь Малова О.Н. были зарегистрированы по указанному адресу, а Малову Н.А. в регистрации по месту жительства ответчиком отказано со ссылкой на необходимость представления согласия всех сособственников жилого дома № *** по ул. ***. Считают отказ необоснованным, поскольку не имеют возможности представить такие сведения. Часть жильцов, являющихся сособственниками жилого дома, проживают за пределами Ульяновской области, также имеются собственники, которые умерли, и наследство после них еще не оформлено наследниками. Отказ ответчика нарушает их права, поскольку семья лишена возможности совместного проживания. Кроме того, в отсутствие регистрации Малов Н.А., работающий учителем, не имеет возможности пользоваться предусмотренными законом льготами по оплате коммунальных услуг.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит отменить решение о признании незаконным отказа в регистрации Малов Н.А. по месту жительства и вынести новое решение, которым отказать истцам в удовлетворении исковых требований. Ссылается на положения п.п. 1-3 ст. 244, ст. 246, ст.  247 ГК РФ, ч.ч. 1,2 ст. 30 ЖК РФ, в соответствии с которыми для регистрации по месту жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности, необходимо наличие волеизъявления всех сособственников данного объекта. В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрация гражданина по выбранному месту жительства осуществляется не только при предъявлении им документов, удостоверяющих личность, а также заявления собственника жилого помещения. Принимая во внимание, что Самодурова О.Ю. согласно свидетельству о государственной регистрации права  является собственником 25/100 долей жилого дома № *** по ул. ***, а остальная часть жилого дома принадлежит иным лицам на праве общей долевой собственности, орган миграционного учета обоснованно предложил заявителям представить сведения о наличии согласия всех сособственников жилого дома на регистрацию Малова Н.А. При наличии у истицы права общей долевой собственности на жилой дом, миграционная служба при регистрации лица по месту жительства не должна давать оценку сведениям, содержащимся в технической документации на жилой дом и устанавливать, состоит ли жилой дом из изолированных квартир.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения административного ответчика, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Исходя из смысла приведенных норм закона, для регистрации по месту жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности, которая является одной из форм распоряжения объектом недвижимости, необходимо наличие волеизъявления всех собственников данного объекта на производство указанных действий, выраженное путем их письменного заявления - согласия на регистрацию.

Из материалов дела усматривается, что истице Самодуровой О.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит 25/100  долей двухэтажного жилого дома  по адресу: У*** область, *** район, р.п. ***, ул. ***, ***.

Право собственности истицы зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.01.2016 на основании договора  купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок от 29.12.2015.

В принадлежащем Самодуровой О.Ю. жилом помещении зарегистрированы она и двое её несовершеннолетних детей: Самодуров К.Е., ****** года рождения, и Малова О.Н., ****** года рождения.

Истица обратилась в МП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе с заявлением о регистрации по указанному адресу супруга Малова Н.А., однако ответчиком ей отказано с указанием на необходимость представления согласия всех участников общей долевой собственности на жилой дом.

Считая требование миграционной службы о предоставлении согласия других сособственников жилого дома на регистрацию Малова Н.А. незаконным, Самодурова О.Ю. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17.07.1995 N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила), которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В абзацах 1-5 п. 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.

Приведенный в данной норме перечень документов не противоречит законодательству и не является исчерпывающим.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998  N 4-П по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995  N 713).

Жилищные права и обязанности согласно ст. 10  Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Абзац 5 п. 16 Правил предусматривает, что гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

С учетом приведенных норм миграционный орган, имея сведения о принадлежности истице только доли жилого дома по ул. ***, ***, вправе был запросить у заявителя сведения о наличии согласия сособственников жилого дома на регистрацию Малова Н.А. в доме.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда оснований для признания незаконным отказа УФМС России по Ульяновской области от *** № *** в регистрации Малова Н.А. в жилом доме по ул. ***, ***, поскольку данное решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу указанного, решение суда об удовлетворении административного иска в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцам в удовлетворении требований о признании отказа незаконным.

Решение суда о возложении на УФМС России по Ульяновской области обязанности зарегистрировать Малова Н.А. по адресу: У*** область, р.п. ***, ул. *** административным ответчиком не обжалуется.

В этой части судебная коллегия соглашается с решением, поскольку оно принято на основании объективной оценки представленных в дело доказательств, с учетом установленного судом факта принадлежности Самодуровой О.Ю. изолированной квартиры в доме № *** по ул. ***, площадь которой соответствует 25/100 долям жилого дома.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О ПР Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от
21 апреля 2016 года
отменить в части удовлетворения исковых требований Самодуровой О*** Ю*** и Малова Н*** А*** к УФМС России по Ульяновской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства Малова Н*** А***.

Вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи