УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Пулькина Н.А. Дело № 33-
3042/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
28 июня
2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора Сальникова А.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора города Димитровграда
в интересах несовершеннолетней З*** А*** А*** удовлетворить.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Заикиной И*** В*** в возмещение расходов по оплате стоимости
проезда к месту лечения и обратно 4 474,40 руб. (четыре тысячи четыреста
семьдесят четыре рубля 40 копеек).
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения
представителя ответчика Областного
государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц
без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» Фроловой Е.В.,
настаивавшей на удовлетворении
апелляционной жалобы, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя
в интересах несовершеннолетней Заикиной А.А., обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в городе
Ульяновске», Ульяновскому областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения в городе Димитровграде
о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что З***., ***1998 года рождения,
вследствие имеющегося у нее заболевания является ребенком-инвалидом, и имеет
право на бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и
обратно (с сопровождающим лицом). В период с 03.08.2015 по 15.08.2015 она проходила лечение в Клинической больнице
им. С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета.
На проезд к месту лечения и обратно
матерью ребенка Заикиной И.В. затрачено согласно проездным документам
4 474,40 руб. Обращение Заикиной И.В. по вопросу выдачи Талона №2 для
обеспечения специальными талонами на право получения проездных документов было
оставлено без удовлетворения. Заикина И.В. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости проезда
к месту лечения и обратно, однако ей было отказано.
Просил признать незаконным отказ ответчиков в предоставлении
государственной услуги по оплате Заикиной И.В.
проезда к месту лечения и обратно и взыскать с Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Заикиной И.В.
расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения в размере 4 474,40
руб.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное
учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При
этом указывает, что действующим законодательством установлен специальный
порядок предоставления детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы
как бесплатный проезд к месту лечения и
обратно. При этом, законом не
предусмотрена компенсация расходов,
понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и обратно. Основанием
для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту
лечения и обратно является талон № 2 утвержденной формы, а также
направление в медицинское учреждение, которые заполняются и выдаются
Министерством здравоохранения Ульяновской области. За специальными талонами на
приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Заикина
И.В. не обращалась в ОГУСЗН.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор города
Димитровграда Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным,
просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствии истицы З***., ее законного
представителя Заикиной И.В., представителей ответчиков Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Ульяновского областного государственного
казенного учреждения социальной защиты населения в городе Димитровграде,
извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силе ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке является в том числе нарушение или неправильное
применение норм материального права или процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является
неприменение закона, подлежащего
применению.
Так, удовлетворяя требования прокурора и взыскивая с ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» компенсацию за проезд к месту лечения и
обратно, исходил только из того, что несовершеннолетняя З***., являясь
ребенком-инвалидом, и ее мать Заикина И.В., как лицо ее сопровождающее, имеют
право на оплату проезда к месту лечения и обратно. При этом суд не учел
установленный законом порядок предоставления данной льготы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями
социального государства, каковым
является Российская Федерация (статья 7, часть1), гарантируя каждому
социальное обеспечения по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не
устанавливает порядок и способы
предоставления тем или иным категориям граждан государственной социальной помощи.
Из чего следует, что законодатель располагает достаточно
широкой свободой усмотрения при определении социальных услуг в рамках
государственной социальной помощи, в частности, при выборе формы и условий их
предоставления.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в
том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным
законом «О государственной социальной помощи».
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 данного Федерального
закона установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере
здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных
услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию
перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения
путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения
и обратно распространяется в том числе и на лиц, сопровождающих
детей-инвалидов.
В статьей 6.1 Федерального закона определены категории
граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг, в состав
которого, согласно пунктов 1.1, 2 части статьи 6.2 Закона, включается
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное
лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный
проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 1 статьи 6.2 Федерального закона при предоставлении
социальных услуг дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях
второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на
пригородном железнодорожном транспорте, а
также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно для
сопровождающего его лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по
предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг, действие которых в
части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на
санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения
и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов,
связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального
страхования РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на
междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства
на предоставление гражданам путевок на
санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту
лечение и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по
предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в
порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ
в том числе междугородным железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских
показаний орган исполнительной власти
субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление
на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон на получение специальных
талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения
медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о
сопровождающем его лице.
Решением Верховного Суда РФ от 30.06.2011 признано, что установленный п.4.4 Порядка предоставления
набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, порядок, согласно которому
обеспечение бесплатным проездом к месту
лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого
органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сфере
здравоохранения и специальных талонов или именных направлений на право
получения бесплатных проездных документов, не противоречит приведенным выше
положениям федерального законодательства и не нарушает прав инвалидов и
сопровождающих их лиц на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не
предусмотрена возможность выплаты гражданину – получателю набора социальных
услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных
билетов, приобретенных ими самостоятельно.
Поскольку, доказательств того, что Заикиной И.В. талоны на
получение бесплатных проездных документов на проезд к месту лечения и обратно
Министерством здравоохранения Ульяновской области выдавались, не представлены, билеты истицей приобретались самостоятельно за
счет собственных средств, правовых оснований для взыскания с ответчика
соответствующей компенсации не имеется.
При таких обстоятельствах решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 05.04.2016
подлежит отмене.
Исходя из вышеизложенного, исковые требования прокурора
города Димитровграда, действующего в
интересах несовершеннолетней Заикиной А.А., о компенсации расходов на
проезд к месту лечения и обратно, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 05 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города
Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней
Заикиной А*** А***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в городе
Ульяновске», Ульяновскому областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения в городе Димитровграде
о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно отказать.
Председательствующий
Судьи: