Судебный акт
Компенсация за проезд к месту лечения
Документ от 31.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59404, 2-я гражданская, об обязани и возместить проезд к месту лечения и обратно, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                       Дело № 33-2570/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             31 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» в пользу Галныкиной Т*** В*** возмещение средств по проезду к месту лечения и обратно в размере 5686,60 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе заявленных к Министерству здравоохранения Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Галныкиной Т.В.,  возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Галныкина С.Д., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области и областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее ОГКУСО «ЦОГТСР»)  о возмещении оплаты за проезд к месту лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Галныкин С.Д., *** года рождения, является ребёнком-инвалидом и в период с ***.2015 проходил лечение в ФГБУ «Р***», расположенное по адресу Московская область, ***». При этом несовершеннолетний и сопровождающее его лицо – Галныкина Т.В. не были обеспечены бесплатным проездом к месту лечения и обратно, законным представителем ребенка - инвалида Галныкиной Т.В. на приобретение железнодорожных билетов были затрачены собственные средства в сумме 5686,60 руб. Просил признать незаконными бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по не обеспечению несовершеннолетнего Галныкина С.Д. и его законного представителя Галныкиной Т.В. бесплатным проездом к месту лечения и обратно, обязать ответчика возместить указанные расходы в сумме 5686,60 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы,  как  бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В частности, компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и обратно, законом не предусмотрена. Основанием для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно  является  направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872, и  талон № 2 установленной формы, которые заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно  Галныкина Т.В. в ОГКУСО «ЦОГТСР» не обращалась.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Галныкин С.Д., ***  года  рождения,  являющийся ребенком-инвалидом и проживающий в г. Ульяновске, относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п.9 ст. 6.1  Федерального закона «О государственной социальной помощи»  от 17.07.1999   №178-ФЗ. 

В период с ***.2015 Галныкин С.Д.  проходил реабилитационное лечение в ФГБУ *** расположенное по адресу Московская область, ***

Оплату расходов на проезд к месту лечения и обратно в г. Москва в сумме 5686,60 руб.  произвела Галныкина Т.В., в связи с чем прокурор Засвияжского района г. Ульяновска  обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что сын истицы, являясь ребенком-инвалидом, а также  сама истица, как лицо его сопровождающее, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, в силу чего ответчик должен выплатить им денежную компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета установленного законом порядка предоставления указанной льготы.

В частности, правовые и организационные основы  оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора  социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту  1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов. 

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной  власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).

Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).

Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015  № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».

Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.

Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи  Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в  ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области № 620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Между тем, из материалов дела усматривается, что Галныкина Т.В. ни в  Министерство здравоохранения Ульяновской области, ни   ОГКУСО «ЦОГТСР» по вопросу получения направления на лечение в ФГБУ «***  и талона № 2 не обращалась, то есть установленный законом порядок ею не соблюден.

При таких обстоятельствах основания для взыскания с ответчиков в  пользу  истицы понесенных расходов на проезд к месту лечения ребенка и обратно отсутствовали.

В силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены судебного решения. С учетом указанных выше обстоятельств  решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.01.2016 подлежит отмене, а исковые требования прокурора в интересах Галныкина С.Д.       – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Галныкина С.Д. к Министерству здравоохранения  Ульяновской  области, областному государственному  казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» о взыскании  стоимости проезда к месту лечения и обратно отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: