УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В.
Дело № 33-2570/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
31 мая 2016
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного
казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в
г.Ульяновске» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января
2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Взыскать с
областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г. Ульяновске» в пользу Галныкиной Т*** В***
возмещение средств по проезду к месту лечения и обратно в размере 5686,60 руб.
В удовлетворении
остальной части исковых требований, в том числе заявленных к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Галныкиной Т.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение
прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего
Галныкина С.Д., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области и областному государственному казенному учреждению
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее ОГКУСО
«ЦОГТСР») о возмещении оплаты за проезд
к месту лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Галныкин С.Д., ***
года рождения, является ребёнком-инвалидом и в период с ***.2015 проходил
лечение в ФГБУ «Р***», расположенное по адресу Московская область, ***». При
этом несовершеннолетний и сопровождающее его лицо – Галныкина Т.В. не были
обеспечены бесплатным проездом к месту лечения и обратно, законным
представителем ребенка - инвалида Галныкиной Т.В. на приобретение
железнодорожных билетов были затрачены собственные средства в сумме 5686,60
руб. Просил признать незаконными бездействие Министерства здравоохранения
Ульяновской области по не обеспечению несовершеннолетнего Галныкина С.Д. и его
законного представителя Галныкиной Т.В. бесплатным проездом к месту лечения и
обратно, обязать ответчика возместить указанные расходы в сумме 5686,60 руб.
Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР» не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку
действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления
детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы, как
бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В частности, компенсация
расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и обратно,
законом не предусмотрена. Основанием для получения специальных талонов на
приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно является
направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень
федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 29.12.2004 № 872, и
талон № 2 установленной формы, которые заполняются и выдаются
Министерством здравоохранения Ульяновской области. За специальными талонами на
приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Галныкина Т.В. в ОГКУСО «ЦОГТСР» не
обращалась.
В возражениях на
жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда
без изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Министерства здравоохранения
Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Галныкин С.Д., ***
года рождения, являющийся ребенком-инвалидом и проживающий в
г. Ульяновске, относится к категории граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании
п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона «О
государственной социальной помощи» от
17.07.1999 №178-ФЗ.
В период с ***.2015
Галныкин С.Д. проходил реабилитационное
лечение в ФГБУ *** расположенное по адресу Московская область, ***
Оплату расходов на
проезд к месту лечения и обратно в г. Москва в сумме 5686,60 руб. произвела Галныкина
Т.В., в связи с чем прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что сын истицы,
являясь ребенком-инвалидом, а также сама
истица, как лицо его сопровождающее, имеют право на оплату проезда к месту
лечения и обратно, в силу чего ответчик должен выплатить им денежную
компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия не
может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета
установленного законом порядка предоставления указанной льготы.
В частности,
правовые и организационные основы
оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде
предоставления гражданам набора
социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона
№178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг
включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
В соответствии с
частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка
предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе,
организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения
бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном
транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих
детей-инвалидов.
В соответствии с
пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения, утвержденного
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний
орган исполнительной власти субъекта РФ
в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в
медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных
талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения
медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о
сопровождающем его лице.
Талон № 2
предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами
(именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов
по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение
расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет
средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду
социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом «б»
пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на
оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при
наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном
Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе,
междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок
предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного
проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской
области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от
19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).
Согласно пункту 4
Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части
обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту
лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов,
заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением,
наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия
учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти
Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с
организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные
междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном
законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П
изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы:
Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в
сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости
и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом
в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».
Согласно п.2.3.2
Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных
талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и
обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере
здравоохранения.
Таким образом,
согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку
предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и
обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости
проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных
денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной
помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется
путем выдачи Министерством
здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение
и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные
направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8
Порядка Ульяновской области № 620-П), являющиеся основанием для предоставления
бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из
материалов дела усматривается, что Галныкина Т.В. ни в Министерство здравоохранения Ульяновской
области, ни ОГКУСО «ЦОГТСР» по вопросу
получения направления на лечение в ФГБУ «***
и талона № 2 не обращалась, то есть установленный законом порядок ею не
соблюден.
При таких
обстоятельствах основания для взыскания с ответчиков в пользу
истицы понесенных расходов на проезд к месту лечения ребенка и обратно
отсутствовали.
В силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм
материального права является основанием для отмены судебного решения. С учетом
указанных выше обстоятельств решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.01.2016 подлежит отмене, а
исковые требования прокурора в интересах Галныкина С.Д. – оставлению без удовлетворения.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 25 января 2016 года отменить, принять по делу
новое решение.
В удовлетворении
исковых требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего Галныкина С.Д. к Министерству здравоохранения Ульяновской
области, областному государственному
казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно
отказать.
Председательствующий
Судьи: