У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Асанидзе Э.Г.
Дело № 33а-1723/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 12
апреля 2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Тютькиной З.А.
и Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Бешанова Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя
Герасимова С*** А*** – Казаковой М*** Н*** на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 30 декабря 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Прокурора Ленинского района города Ульяновска
удовлетворить.
Признать незаконными
действия по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка № ***
по ул.Ф*** в городе Ульяновске от 01.07.2015
№ ***.
Признать
недействительным градостроительный план земельного участка № *** по ул. Ф*** в
городе Ульяновске от 01.07.2015 № ***.
Заслушав доклад
судьи Тютькиной З.А., пояснения представителя Герасимова С.А. – Мусеевой В.Н., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства искусства и культурной
политики Ульяновской области – Кузьминой С.В., прокурора Колгановой Е.А.,
полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в
интересах муниципального образования город Ульяновск, неопределенного круга
лиц, к администрации города Ульяновска о признании незаконными действия по подготовке
и выдаче градостроительного плана земельного участка № *** по ул.Ф*** в городе
У*** от 01.07.2015 № ***; признании недействительным указанного
градостроительного плана.
Иск обоснован тем, что в ходе проведенной проверки информации
Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области о нарушении
градостроительного законодательства при подготовке и выдаче градостроительного
плана земельного участка для строительства многофункционального объекта по адресу:
г. У***, ул. Ф***, д.***, установлено, что 01.07.2015 собственнику данного
участка – Герасимову С.А. администрацией
г. Ульяновска выдан градостроительный план № ***, согласно которому
земельный участок расположен в двух территориальных зонах, где предельная
высотность зданий, строений и сооружений составляет: в зоне ЗРЗ Р-3 до карниза
здания - 11 метров, до конька скатной крыши - 15 метров, в зоне ЗРЗ Р-9 - 33
метра.
Действия администрации г. Ульяновска по подготовке и выдаче данного
градостроительного плана являются незаконными, поскольку спорный земельный
участок расположен в квартале «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал»,
который приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской
области от 05.03.2015 № 5 включен в единый реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект
культурного наследия регионального значения.
Согласно п.3 подраздела 6 Приказа
Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25.05.2015
№ 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на
использование территории требований к хозяйственной деятельности,
проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия
(памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное
место «Ярмарочный квартал», расположенном в Ленинском районе г. Ульяновска»
(далее - приказ № 54) предельная высота зданий от уровня земли до карниза
здания - 9 метров, от уровня земли до конька скатной крыши - 12 метров.
Кроме того, в данной зоне запрещено размещение крупных офисных зданий,
торговых, спортивных, промышленных и других комплексов.
Выдача разрешительной документации должна проходить процедуру
согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия
(подраздел 11).
Однако, администрацией г. Ульяновска выдача градостроительного плана с
региональным органом охраны объектов культурного наследия - Министерством
искусства и культурной политики не согласована. Выданный Герасмову С.А.
градостроительный план содержит указание на предельную высотность зданий,
строений и сооружений, превышающую допустимую на территории объекта культурного
наследия.
Несоблюдение законодательства при подготовке и выдаче градостроительного
плана повлекло нарушения прав Ульяновской области, муниципального образования
«город Ульяновск» и граждан на сохранение и популяризацию объектов культурного
наследия.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Герасимов С.А.,
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации
города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
представитель Герасимова С.А. – Казакова М.Н. просит решение отменить, вынести новое
решение. Считает решение незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм
материального и процессуального права.
Указывает, что в градостроительном плане от 01.07.2015 г. № ***
отображена вся необходимая информация, согласно п.3 ст. 44 ГрК РФ.
Поскольку земельный участок, принадлежащий Герасимову С.А.,
сформирован, вид разрешенного использования определен, действия по подготовке и
выдаче градостроительного плана выполнены в законном порядке.
Вывод суда о согласовании градостроительного плана с региональным
органом охраны объектов культурного наследия основан на неверном толковании
норм закона.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по
заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является
безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Судом не исследован вопрос в части применения к спорным отношениям
Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 54
«Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование
территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и
строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и
культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный
квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска». Приказ № 54 был
принят Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области 25 мая 2015 г., но его
официальное опубликование осуществлено 10 сентября 2015 г.
Следовательно, на момент утверждения главой администрации города
Ульяновска градостроительного плана, Приказ № 54 не вступил в законную силу и
отношения регулировались Постановлением Правительства Ульяновской области
от 2 июля 2009 г. № 256-П.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство искусства и
культурной политики Ульяновской области просит решение оставить без изменения,
а жалобу – без удовлетворения.
Герасимов С.А., представители администрации г.Ульяновска, Комитета по
управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города
Ульяновска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и
возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены
решения суда.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Герасимову С.А. на основании договора
купли-продажи недвижимого имущества №*** от 10.12.2007 принадлежит земельный
участок площадью 1832 кв.м по адресу: г. У***, ул.Ф***, ***.
Приказом Министерства искусства и культурной политики
Ульяновской области от 05.03.2015 № 5 «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» включен в единый реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, как объект культурного наследия
регионального значения.
Земельный участок
площадью 1832 кв.м по адресу: г. У***, ул.Ф***, *** расположен на территории «Ярмарочного квартала».
01.07.2015 администрацией г. Ульяновска на основании заявления от
04.06.2015 Герасимову С.А. выдан градостроительный план № ***, согласно
которому земельный участок по ул.Ф***, *** в г. У*** расположен в двух
территориальных зонах, где предельная высотность зданий, строений и сооружений
составляет: в зоне ЗРЗ Р-3 до карниза здания - 11 метров, до конька скатной
крыши - 15 метров, в зоне ЗРЗ Р-9 - 33 метра.
Суд первой
инстанции, установив, что выданный Герасимову С.А. градостроительный
план не содержит информации о расположенном в границах земельного участка
объекте культурного наследия регионального значения, а указанная в
градостроительном плане предельная высотность зданий, строений и сооружений
превышает допустимую, пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика по подготовке и выдаче
градостроительного плана земельного участка № *** по ул.Ф*** в городе
Ульяновске от 01.07.2015 № *** незаконные, в связи с чем признал
недействительным указанный градостроительный план.
С данными выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Выводы суда подробно
мотивированы в оспариваемом решении, всем имеющимся в деле доказательствам дана
надлежащая оценка в их совокупности, не соглашаться с которой оснований не
имеется.
Как верно указано
судом со ссылкой на ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка
градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к
застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов
капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным
участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного
документа.
В составе градостроительного плана земельного
участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о
разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению,
параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном
земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного
участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Доводы апелляционной
жалобы о
несоответствии Приказа Министерства
искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 от 25 мая 2015 г. постановлению Правительства Ульяновской
области от 2
июля 2009 г. № 256-П судебная коллегия находит несостоятельными по
следующим основаниям.
Так, земельный участок по ул. Ф***, д.*** расположен в границах, установленных приложением
№1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П
«О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории
муниципального образования «Город Ульяновск» зон ЗРЗ Р-3 - зона регулирования
застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия
регионального или муниципального значения (пункт 106), ЗРЗ Р-9 - зона
регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного
наследия регионального или муниципального значения (пункт 136).
В соответствии с
пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана
памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту
15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,
относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
В силу статьи 3
Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к
объектам культурного наследия относятся достопримечательные места – творения,
созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе
места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры
исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей
формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации,
историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических
личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных
обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические
места.
Статьей 5.1 Федерального
закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ установлены требования к осуществлению
деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим
использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах
которых располагается объект археологического наследия.
Согласно части 3
указанной статьи требования к осуществлению деятельности в границах территории
достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в
границах территории достопримечательного места устанавливаются органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия, – для достопримечательного места регионального значения.
Исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в области
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, является Министерство искусства и культурной политики Ульяновской
области (пункт 1.1 Положения о Министерстве искусства и культурной политики
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 12 января 2011 г.
№ 2/2-П).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от
25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ)
решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается
региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении
включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного
наследия регионального значения или по согласованию с органами местного
самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального)
значения.
В соответствии с
вышеуказанной нормой Приказом Министерства искусства и культурной политики
Ульяновской области от 05 марта 2015 № 5 «О включении выявленного объекта
культурного наследия «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал»,
расположенного в Ленинском районе города Ульяновска, в единый государственный
реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации» данный объект культурного наследия включен в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия
регионального значения.
25
мая 2015 г. Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области
издало приказ № 54 «Об определении режимов (характера) использования,
ограничений на использование территории и требований к хозяйственной
деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного
наследия (памятника истории и культуры) регионального значения
«Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском
районе города Ульяновска».
Пунктом 6 указанного
Приказа устанавливаются предельные параметры разрешённого строительства,
капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства на
территории названного объекта культурного
наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, в том числе
предельная высота зданий: от уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня
земли до конька скатной крыши – 12 метров.
Согласно приложению
№ 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон
охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования
«Город Ульяновск» к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля
2009 г. № 256-П для зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до
карниза здания – 11 метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ
Р-9 – 33 метра.
В
соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта
культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории
устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона
регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого
природного ландшафта.
В
целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного
наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов
культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки
и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта
(объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Применительно к
территории достопримечательного места установление самостоятельного
градостроительного регламента прямо предусмотрено статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации».
Согласно части 2
статьи 33 названного Федерального закона государственная охрана объектов
культурного наследия включает в себя установление требований к осуществлению
деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к
градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.
Таким образом,
приказ от 25 мая 2015 г. № 54 принят
уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с действующим
на дату его принятия законодательством, порядок его принятия не нарушен.
Тот факт, что приказ от 25 мая 2015 г. № 54 был официально опубликован 10.09.2015, то есть
после выдачи 01.07.2015 оспариваемого градостроительного плана, само по себе не
может служить основанием для отмены правильного по сути решения суда.
Приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области
№5 от 05.03.2015 о включении объекта культурного наследия -
«Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» был опубликован в газете «Ульяновская
правда» от 12.03.2015 № 30. Уведомление
о том, что данный объект является объектом культурного наследия
регионального значения, было направлено Герасимову С.А. 20.03.2015 письмом
Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.
В соответствии со ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ орган местного
самоуправления при выдаче градостроительных планов земельных участков, а также
при предоставлении земель и изменении их правового режима, должен был
согласовать свои действия с Министерством искусства и культурной политики
Ульяновской области. Герасимов С.А. также должен был согласовать свои действия
с Министерством. Но этого сделано не было.
При указанных обстоятельствах решение суда
является правильным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы
не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу представителя
Герасимова С*** А*** – Казаковой М*** Н*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи