Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании градостроительного плана недействительным
Документ от 12.04.2016, опубликован на сайте 28.04.2016 под номером 58489, 2-я гражданская, о признании незаконным действий должностных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Асанидзе Э.Г.                                                           Дело № 33а-1723/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                12 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешанова Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Герасимова С*** А*** – Казаковой М*** Н*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Ленинского района города Ульяновска  удовлетворить.

Признать незаконными действия по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка № *** по ул.Ф*** в городе Ульяновске от 01.07.2015  № ***.

Признать недействительным градостроительный план земельного участка № *** по ул. Ф*** в городе Ульяновске от 01.07.2015 № ***.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., пояснения представителя             Герасимова С.А. –  Мусеевой В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области – Кузьминой С.В., прокурора Колгановой Е.А., полагавших решение законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах муниципального образования город Ульяновск, неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании незаконными действия по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка № *** по ул.Ф*** в городе У*** от 01.07.2015 № ***; признании недействительным указанного градостроительного плана.

Иск обоснован тем, что в ходе проведенной проверки информации Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области о нарушении градостроительного законодательства при подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многофункционального объекта по адресу: г. У***, ул. Ф***, д.***, установлено, что 01.07.2015 собственнику данного участка – Герасимову С.А. администрацией  г. Ульяновска выдан градостроительный план № ***, согласно которому земельный участок расположен в двух территориальных зонах, где предельная высотность зданий, строений и сооружений составляет: в зоне ЗРЗ Р-3 до карниза здания - 11 метров, до конька скатной крыши - 15 метров, в зоне ЗРЗ Р-9 - 33 метра.

Действия администрации г. Ульяновска по подготовке и выдаче данного градостроительного плана являются незаконными, поскольку спорный земельный участок расположен в квартале «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», который приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 05.03.2015 № 5 включен в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект культурного наследия регионального значения.

Согласно п.3 подраздела 6 Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25.05.2015 № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенном в Ленинском районе г. Ульяновска» (далее - приказ № 54) предельная высота зданий от уровня земли до карниза здания - 9 метров, от уровня земли до конька скатной крыши - 12 метров.

Кроме того, в данной зоне запрещено размещение крупных офисных зданий, торговых, спортивных, промышленных и других комплексов.

Выдача разрешительной документации должна проходить процедуру согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия (подраздел 11).

Однако, администрацией г. Ульяновска выдача градостроительного плана с региональным органом охраны объектов культурного наследия - Министерством искусства и культурной политики не согласована. Выданный Герасмову С.А. градостроительный план содержит указание на предельную высотность зданий, строений и сооружений, превышающую допустимую на территории объекта культурного наследия.

Несоблюдение законодательства при подготовке и выдаче градостроительного плана повлекло нарушения прав Ульяновской области, муниципального образования «город Ульяновск» и граждан на сохранение и популяризацию объектов культурного наследия.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Герасимов С.А., Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Герасимова С.А. – Казакова М.Н. просит решение отменить, вынести новое решение. Считает решение незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что в градостроительном плане от 01.07.2015 г. № *** отображена вся необходимая информация, согласно п.3 ст. 44 ГрК РФ.       

Поскольку земельный участок, принадлежащий Герасимову С.А., сформирован, вид разрешенного использования определен, действия по подготовке и выдаче градостроительного плана выполнены в законном порядке.

Вывод суда о согласовании градостроительного плана с региональным органом охраны объектов культурного наследия основан на неверном толковании норм закона.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

Судом не исследован вопрос в части применения к спорным отношениям Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска». Приказ № 54 был принят Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области                 25 мая 2015 г., но его официальное опубликование осуществлено 10 сентября 2015 г.

Следовательно, на момент утверждения главой администрации города Ульяновска градостроительного плана, Приказ № 54 не вступил в законную силу и отношения регулировались Постановлением Правительства Ульяновской области от  2 июля 2009 г. № 256-П.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Герасимов С.А., представители администрации г.Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Герасимову С.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества №*** от 10.12.2007 принадлежит земельный участок площадью 1832 кв.м по адресу: г. У***, ул.Ф***, ***.

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 05.03.2015 № 5 «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» включен в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект культурного наследия регионального значения.    

Земельный участок площадью 1832 кв.м по адресу: г. У***, ул.Ф***, *** расположен на территории «Ярмарочного квартала».

01.07.2015 администрацией г. Ульяновска на основании заявления от 04.06.2015 Герасимову С.А. выдан градостроительный план № ***, согласно которому земельный участок по ул.Ф***, *** в г. У*** расположен в двух территориальных зонах, где предельная высотность зданий, строений и сооружений составляет: в зоне ЗРЗ Р-3 до карниза здания - 11 метров, до конька скатной крыши - 15 метров, в зоне ЗРЗ Р-9 - 33 метра.

Суд первой инстанции, установив, что выданный Герасимову С.А. градостроительный план не содержит информации о расположенном в границах земельного участка объекте культурного наследия регионального значения, а указанная в градостроительном плане предельная высотность зданий, строений и сооружений превышает допустимую, пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка № *** по ул.Ф*** в городе Ульяновске от 01.07.2015 № *** незаконные, в связи с чем признал недействительным указанный градостроительный план.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка в их совокупности, не соглашаться с которой оснований не имеется.

Как верно указано судом со ссылкой на ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 от 25 мая 2015 г. постановлению Правительства Ульяновской области от  2 июля 2009 г. № 256-П судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Так, земельный участок по ул. Ф***, д.*** расположен в границах, установленных приложением №1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» зон ЗРЗ Р-3 - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт 106), ЗРЗ Р-9 - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт 136).

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия относятся достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно части 3 указанной статьи требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, – для достопримечательного места регионального значения.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (пункт 1.1 Положения о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 января 2011 г.
№ 2/2-П).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с вышеуказанной нормой Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 05 марта 2015 № 5 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» данный объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

25 мая 2015 г. Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области издало приказ № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска».

Пунктом 6 указанного Приказа устанавливаются предельные параметры разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства на территории названного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, в том числе предельная высота зданий: от уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня земли до конька скатной крыши – 12 метров.

Согласно приложению № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П для зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до карниза здания – 11 метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ Р-9 – 33 метра.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Применительно к территории достопримечательного места установление самостоятельного градостроительного регламента прямо предусмотрено статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 33 названного Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.

Таким образом, приказ от 25 мая 2015 г. № 54 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с действующим на дату его принятия законодательством, порядок его принятия не нарушен.

Тот факт, что приказ от 25 мая 2015 г. № 54 был официально опубликован 10.09.2015, то есть после выдачи 01.07.2015 оспариваемого градостроительного плана, само по себе не может служить основанием для отмены правильного по сути решения суда.

Приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области №5 от 05.03.2015 о включении объекта культурного наследия - «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» был опубликован в газете «Ульяновская правда» от 12.03.2015 № 30. Уведомление  о том, что данный объект является объектом культурного наследия регионального значения, было направлено Герасимову С.А. 20.03.2015 письмом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

В соответствии со ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ орган местного самоуправления при выдаче градостроительных планов земельных участков, а также при предоставлении земель и изменении их правового режима, должен был согласовать свои действия с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области. Герасимов С.А. также должен был согласовать свои действия с Министерством. Но этого сделано не было.

При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Герасимова С*** А*** – Казаковой М*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи