УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Рыбалко В.И. Дело № 33-
1100/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
15 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Чурбановой Е.В.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Калинкина А*** В*** на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 07 декабря 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Калинкина А*** В*** к
Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о
признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию
пенсии - отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца
Калинкина А.В. и его представителя Глянцева Ю.С., поддержавших доводы
апелляционной жалобы, представителя ответчика Федоровой-Кухарь Н.Г.,
возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Калинкин А. В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении
обязанности произвести индексацию пенсии.
В обоснование иска указал, что является военным пенсионером
с 1998 года. В письме 24.09.2015 ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»
уведомил истца о том, что индексация его
пенсии в 2015 году в части процентной надбавки за выслугу лет будет произведена
исходя из стажа 20 лет, 1 месяц, 28 дней.
При этом, ответчик сослался на
Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке
исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу
по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».
С данным решением истец не согласен, считает его не
законным, поскольку на момент выхода на
пенсию, его выслуга лет составила 27 лет 12 дней. Пенсия ему была рассчитана в
соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» и Постановления Совета Министров - Правительства РФ от
22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
Считал, что ответчик применил в отношении него нормативный
акт, не подлежащий применению.
Просил признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат
Ульяновской области» и обязать ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской области» произвести индексацию пенсии
Калинкина А. В. в соответствии с действующим законодательством
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Калинкин А.В. не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и вынести новое решение об
удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что в отношении него
не могли быть применены нормы, которые приняты после его ухода на пенсию. Кроме того судом не учтены положения,
содержащиеся в «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и
их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников
Содружества Независимых Государств». Не принято во внимание и Консультативное
заключение Экономического Суда СНГ от 12.04.2012 №01-1/4-11 «О толковании части второй
статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей
и государственного страхования военнослужащих государств – участников
Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года».
В возражении на апелляционную жалобу ФКУ «Военный
комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а
жалобу Калинкина А.В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Как видно из
материалов дела и установлено судом, истец в период с ***1971 по ***.1992 проходил военную службу в Вооруженных силах
СССР, а в период с ***1992 по ***1998 в Вооруженных силах Украины.
С действительной войной службы истец был уволен приказом заместителя Министра
обороны Украины №*** от ***1998 по возрасту.
Выслуга лет
составила 27 лет 12 дней.
Впоследствии
после переезда в 1999 году на постоянное место жительства в г. Ульяновск истец
получает пенсию, назначенную военным комиссариатом Ульяновской области.
Истцу с ***2015
произведен перерасчет размера пенсии .Для исчисления процентной надбавки за
выслугу лет в календарном исчислении учтен период службы истца в Вооруженных
силах СССР с ***1971 по ***.1992 , выслуга составила 20 лет 1 месяц 28 дней.
Период службы истца в Вооруженных силах Украины исключен из подсчета выслуги
лет. В связи с этим процентная надбавка за выслугу лет составила 30 процентов
от должностного оклада и оклада по воинскому званию.
Не
согласившись с данным решением ответчика, истец его оспорил в суд.
Разрешая
возникший спор, суд исходил из положений международных соглашений, в частности,
Соглашения
о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного
страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых
Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства
Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета
процентной надбавки за выслугу лет, и пришел к выводу об отсутствии законных оснований
для удовлетворения требований истца.
Судебная
коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Порядок
пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества
Независимых Государств определен Соглашением
о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного
страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых
Государств от 15 мая 1992 года.
В
соответствии с пунктом 1
статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий
военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в
вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1
настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств -
участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно пункту 2
статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для
назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке,
установленном законодательством государств - участников, на территории которых
проживают военнослужащие или их семьи.
Таким
образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в
одном случае - для определения права на пенсию (пункт
первый), в другом случае - для определения размера денежного
довольствия (пункт
второй) установлены различные правила относительно применяемого
национального законодательства.
Толкование пункта 1
статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший
военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике,
переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника
Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по
законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту
жительства не подлежит.
Это правило в
отношении выслуги лет истца для определения его права на пенсию военным
комиссариатом Ульяновской области соблюдено, пенсия ему исчислена из расчета 27
лет выслуги, что составило 71% от денежного довольствия.
Пункт 2
статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется
размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству
государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть
в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской
Федерации.
Указанная норма
не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной
надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при
определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для
назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем
установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о
подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия
распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким
образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству
государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в
таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной
надбавки.
Это
согласуется и с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых
Государств, данными в Консультативном заключении
N 01-1/2-09 от 09 декабря 2009 года.
В Российской
Федерации Правила
исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу
по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением
Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074.
В
соответствии с пунктом 2
названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки
засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
б) военной
службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах,
учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и
РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых
Государств;
в) военной
службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках,
воинских формированиях и органах государств - участников Содружества
Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
д) военной
службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках,
воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены
соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Учитывая, что
истец проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Украина, как
гражданин Украины, в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не
переводился, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для
назначения надбавки в календарном исчислении периода службы в Вооруженных силах
республики Украина не имелось.
Факт
прохождения истцом службы в Вооруженных Силах республики Украина, как
гражданина РФ, на основании заключенного республикой Украина и Российской
Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном
сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел,
у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на
ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной
надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах республики
Украина и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.
Доводами
апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергается.
Ссылка истца
на статью 1
протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года
несостоятельна, поскольку данное Соглашение
вопрос начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет не регулирует,
а потому к международным соглашениям, предусмотренным подпунктом
"д" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за
выслугу лет, не относится.
С доводами
жалобы о том, что судом при вынесении решения неправильно истолковано Соглашение
от 15 мая 1992 года и нарушено его требование о недопущении снижения уровня
пенсионного обеспечения военнослужащих по сравнению с установленным ранее
законодательством и другими нормативными актами бывшего СССР, судебная коллегия
согласиться не может.
Из преамбулы
Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении
между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О
социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года.
Согласно
данному Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и
проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами
их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и
другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1);
полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных
категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством,
в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения
устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим
законодательством (статья 2).
В
соответствии со статьей 1
Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их
семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников
Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, пенсионное
обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих
Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских
формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных
Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований
бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих
осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или
будут установлены законодательством государств-участников, на территории
которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень
пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый
законодательством государств-участников не может быть ниже уровня,
установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего
Союза ССР.
Анализ
названных Соглашений от 14 февраля
и 15 мая 1992
года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях
положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного
обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает
принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен
конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным
законодательством.
Во исполнение
Соглашения
от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон
N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в
соответствии с частью 2
статьи 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения
пенсий и порядок их исчисления.
Согласно статье 43
и части 1
статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу,
исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии
учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады
по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за
службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и
процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией
денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия
военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого
при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий
военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Нормы статей 43
и 49
Закона от 12 февраля 1993 года, как указал Конституционный Суд Российской
Федерации в своем Определении
от 24 января 2008 года N 4-О-О направлены на обеспечение реализации пенсионных
прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их
конституционные права и свободы.
Изложенное
указывает на то, что положения статьи 1
Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного
обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее
законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли
отражение как в Законе
от 12 февраля 1993 года, так и иных подзаконных актах, в том числе, и в Постановлении
Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, которые не противоречат
указанному Соглашению.
В
апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм
материального права, устанавливающих условия и порядок изменения размера пенсии
в связи с изменением правового регулирования о денежном довольствии
военнослужащих, полагая, что при применении действующего законодательства для
перерасчета пенсии подлежат учету только вновь установленные размеры
должностных окладов, окладов по воинскому званию и ранее рассчитанная выслуга
лет, но не их процентное применение при исчислении пенсии.
Указанный
довод истца является несостоятельным, поскольку основан на неправильном
применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
Таким
образом, с 01.01.2012 ответчик применил при исчислении пенсии истца положения
Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных
выплат", от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательстве акты РФ" и Постановлений Правительства РФ от 05.12.2011 N 992
"Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту", от 21.12.2011 N 1074
"О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу
лет".
Указанными
нормативными актами не предусмотрена возможность сохранения прежнего механизма
исчисления пенсии с применением размера денежного довольствия, введенного с
01.01.2012, либо его составляющих, в том числе, ранее установленного размера
ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Изменяя
порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался
основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере,
согласно которому новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня
социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения. Из материалов дела
следует, что с 01.01.2012 размер пенсии истца увеличился, что, безусловно,
улучшает его положение, в связи, с чем действия ответчика по перерасчету пенсии
истца не могут быть расценены как нарушающие право военного пенсионера на
получение пенсии. То обстоятельство, что в связи с вышеизложенными нормами
перерасчет был произведен истцу лишь с 01.10.2015 не может служить препятствием
для приведения расчета пенсии истца в соответствии с действующим законодательством.
При таких
обстоятельствах применение в данном случае норм национального законодательства,
регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной
надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного
обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.
Таким
образом, несмотря на утверждение в апелляционной жалобе об обратном,
материальный закон применен судом верно, процессуальных нарушений, которые в
силу части 4
статьи 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены
судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Калинкина А*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: