Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете выслуги лет для исчисления размера пенсии
Документ от 15.03.2016, опубликован на сайте 23.03.2016 под номером 57787, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, обязании произвести индексацию денежной суммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Рыбалко В.И.                                                                                Дело № 33- 1100/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         15 марта  2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Калинкина А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Калинкина А*** В*** к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Калинкина А.В. и его представителя Глянцева Ю.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Федоровой-Кухарь Н.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Калинкин А. В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии.

В обоснование иска указал, что является военным пенсионером с 1998 года. В письме 24.09.2015 ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» уведомил истца  о том, что индексация его пенсии в 2015 году в части процентной надбавки за выслугу лет будет произведена исходя из стажа 20 лет, 1 месяц, 28 дней.  При этом, ответчик сослался на  Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет». 

С данным решением истец не согласен, считает его не законным, поскольку на  момент выхода на пенсию, его выслуга лет составила 27 лет 12 дней. Пенсия ему была рассчитана в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно­-исполнительной системы, и их семей» и Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

Считал, что ответчик применил в отношении него нормативный акт, не подлежащий применению.

Просил признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» и обязать  ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» произвести индексацию пенсии Калинкина А. В. в соответствии с действующим законодательством

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Калинкин А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что в отношении него не могли быть применены нормы, которые приняты после его ухода на пенсию.  Кроме того судом не учтены положения, содержащиеся в «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств». Не принято во внимание и Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 12.04.2012 №01-1/4-11                «О толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года».

В возражении на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Калинкина А.В. - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в период с ***1971 по ***.1992  проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, а в период с ***1992 по ***1998 в Вооруженных силах Украины.
С действительной войной службы истец был уволен приказом заместителя Министра обороны Украины №*** от ***1998 по возрасту.

Выслуга лет составила 27 лет 12 дней.

Впоследствии после переезда в 1999 году на постоянное место жительства в г. Ульяновск истец получает пенсию, назначенную военным комиссариатом Ульяновской области.

Истцу с ***2015 произведен перерасчет размера пенсии .Для исчисления процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении учтен период службы истца в Вооруженных силах СССР с ***1971 по ***.1992 , выслуга составила 20 лет 1 месяц 28 дней. Период службы истца в Вооруженных силах Украины исключен из подсчета выслуги лет. В связи с этим процентная надбавка за выслугу лет составила 30 процентов от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Не согласившись с данным решением ответчика, истец его оспорил в суд.

Разрешая возникший спор, суд исходил из положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, и пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.

Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Это правило в отношении выслуги лет истца для определения его права на пенсию военным комиссариатом Ульяновской области соблюдено, пенсия ему исчислена из расчета 27 лет выслуги, что составило 71% от денежного довольствия.

Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.

Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

Это согласуется и с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09 декабря 2009 года.

В Российской Федерации Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:

б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Учитывая, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Украина, как гражданин Украины, в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не переводился, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении периода службы в Вооруженных силах республики Украина не имелось.

Факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах республики Украина, как гражданина РФ, на основании заключенного республикой Украина и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах республики Украина и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.

Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергается.

Ссылка истца на статью 1 протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года несостоятельна, поскольку данное Соглашение вопрос начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет не регулирует, а потому к международным соглашениям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, не относится.

С доводами жалобы о том, что судом при вынесении решения неправильно истолковано Соглашение от 15 мая 1992 года и нарушено его требование о недопущении снижения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих по сравнению с установленным ранее законодательством и другими нормативными актами бывшего СССР, судебная коллегия согласиться не может.

Из преамбулы Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года.

Согласно данному Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).

В соответствии со статьей 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Согласно статье 43 и части 1 статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Нормы статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24 января 2008 года N 4-О-О направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.

Изложенное указывает на то, что положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение как в Законе от 12 февраля 1993 года, так и иных подзаконных актах, в том числе, и в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, которые не противоречат указанному Соглашению.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок изменения размера пенсии в связи с изменением правового регулирования о денежном довольствии военнослужащих, полагая, что при применении действующего законодательства для перерасчета пенсии подлежат учету только вновь установленные размеры должностных окладов, окладов по воинскому званию и ранее рассчитанная выслуга лет, но не их процентное применение при исчислении пенсии.

Указанный довод истца является несостоятельным, поскольку основан на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.

Таким образом, с 01.01.2012 ответчик применил при исчислении пенсии истца положения Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательстве акты РФ" и Постановлений Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", от 21.12.2011 N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет".

Указанными нормативными актами не предусмотрена возможность сохранения прежнего механизма исчисления пенсии с применением размера денежного довольствия, введенного с 01.01.2012, либо его составляющих, в том числе, ранее установленного размера ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере, согласно которому новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения. Из материалов дела следует, что с 01.01.2012 размер пенсии истца увеличился, что, безусловно, улучшает его положение, в связи, с чем действия ответчика по перерасчету пенсии истца не могут быть расценены как нарушающие право военного пенсионера на получение пенсии. То обстоятельство, что в связи с вышеизложенными нормами перерасчет был произведен истцу лишь с 01.10.2015 не может служить препятствием для приведения расчета пенсии истца в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.

Таким образом, несмотря на утверждение в апелляционной жалобе об обратном, материальный закон применен судом верно, процессуальных нарушений, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калинкина А*** В*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: