Судебный акт
О взыскании компенсации за проезд к месту лечения
Документ от 26.02.2016, опубликован на сайте 04.03.2016 под номером 57548, 2-я гражданская, о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                                Дело № 33-777/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 февраля 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2015 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Разбегина В.А., удовлетворить.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Штромберг А*** А*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере *** руб. *** коп.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда, действуя в интересах несовершеннолетнего Разбегина В.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о признании незаконным отказа в выплате компенсации, взыскании компенсации за приобретение билетов к месту лечения и обратно.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению матери р*** Штромберг А.А. прокурорской проверки установлено, что Разбегин В.А., *** года рождения, вследствие имеющегося у него заболевания является р***, в связи, с чем относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С 20.09.2015 по 03.10.2015 Разбегин В.А. в сопровождении матери Штромберг А.А. проходил лечение в Ф***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала мать ребенка из собственных средств, приобретая билеты на железнодорожный транспорт в сумме *** руб. Штромберг А.А. обращалась и за выдачей талона на проезд и за возмещение затрат, понесенных в связи с проездом, однако в удовлетворении ее требований было отказано. Решение ответчика считает незаконным.

С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в возмещение расходов на проезд *** руб. в пользу Штромберг А.А.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что Разбегин В.А. проходил лечение в Ф*** которое не входит в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 872. Не учтено, что талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. Согласно утвержденной данным приказом форме талон № 2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи заполняется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Штромберг А.А., в интересах Разбегина В.А., не обращалась в ОГУСЗН. По мнению автора жалобы, направление на лечение и Талон № 2 выдает Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу Штромберг А.А. и прокурор г. Димитровграда Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.

Истица Штромберг А.А., представители ответчиков УОГКУСЗН в г.Димитровграде, Министерства здравоохранения Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Разбегин В.А., *** года рождения, является р***, в силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п. 9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.

14.08.2015 Ф*** Разбегину В.А. было выдано направление № *** на госпитализацию в Ф***. Однако, талон № 2 на бесплатный проезд к месту лечения и обратно Разбегину В.А. и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не выдавался.

На основании направления на госпитализацию Штромберг А.А. вместе с сыном Разбегиным В.А. осуществила проезд к месту лечения в Ф*** (г. Москва) и обратно к месту жительства (г.Димитровград Ульяновской области).

Поскольку оплату расходов на проезд к месту лечения в сумме *** руб. Штромберг А.А. произвела за счет собственных денежных средств, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил только из того, что сын истицы, являясь р***, и сама истица, как сопровождающее его лицо, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, истице неправомерно отказано в выдаче талона № 2, в связи с чем затраты Штромберг А.А. на проезд к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).

Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании Постановлений Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».

Согласно п. 2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.

Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Между тем, из материалов дела усматривается, что 14.08.2015 Ф*** было выдано Разбегину В.А., *** года рождения, направление № *** на госпитализацию в Ф***.  При этом талон № 2, подлежащий обмену в ОГКУСО «ЦОГТСР» на специальный талон для бесплатного проезда в г.Москву и обратно ему и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не выдавался.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Штромберг А.А. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от выдачи истице талона № 2, что привело к необходимости приобретения Штромберг А.А. проездных билетов за счет собственных денежных средств.

Исходя из того, что полномочия по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает возможным взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения ребенка-инвалида с ОГКУСО «ЦОГТСР».

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: