УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Атаманова Т.П. Дело №
33-777/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
26
февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2015 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда,
действующего в интересах Разбегина В.А., удовлетворить.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Штромберг А***
А*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и
обратно в размере *** руб. *** коп.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя
ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора
Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда, действуя в интересах
несовершеннолетнего Разбегина В.А., обратился в суд с иском к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде, Областному
государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» о признании незаконным отказа в выплате компенсации,
взыскании компенсации за приобретение билетов к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по
обращению матери р*** Штромберг А.А. прокурорской проверки установлено, что
Разбегин В.А., *** года рождения, вследствие имеющегося у него заболевания
является р***, в связи, с чем относится к категории граждан, имеющих право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С
20.09.2015 по 03.10.2015 Разбегин В.А. в сопровождении матери Штромберг А.А.
проходил лечение в Ф***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала мать
ребенка из собственных средств, приобретая билеты на железнодорожный транспорт
в сумме *** руб. Штромберг А.А. обращалась и за выдачей талона на проезд и за
возмещение затрат, понесенных в связи с проездом, однако в удовлетворении ее
требований было отказано. Решение ответчика считает незаконным.
С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с
ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г.Ульяновске» в возмещение расходов на проезд ***
руб. в пользу Штромберг А.А.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное
учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При
этом указывает, что Разбегин В.А. проходил лечение в Ф*** которое не входит в
Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 872. Не учтено,
что талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда
социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными
талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных
документов к месту лечения и обратно. Согласно утвержденной данным приказом
форме талон № 2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для
получения медицинской помощи заполняется органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сфере здравоохранения. За специальными талонами на
приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Штромберг
А.А., в интересах Разбегина В.А., не обращалась в ОГУСЗН. По мнению автора
жалобы, направление на лечение и Талон № 2 выдает Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Штромберг А.А. и
прокурор г. Димитровграда Ульяновской области просят решение суда оставить без
изменения, а жалобу областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.
Истица Штромберг А.А., представители ответчиков УОГКУСЗН в
г.Димитровграде, Министерства здравоохранения Ульяновской области, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Разбегин В.А., *** года
рождения, является р***, в силу чего относится к категории граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг на основании п.п. 9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной
социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
14.08.2015 Ф*** Разбегину В.А. было выдано направление № ***
на госпитализацию в Ф***. Однако, талон № 2 на бесплатный проезд к месту
лечения и обратно Разбегину В.А. и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не
выдавался.
На основании направления на госпитализацию Штромберг А.А.
вместе с сыном Разбегиным В.А. осуществила проезд к месту лечения в Ф*** (г.
Москва) и обратно к месту жительства (г.Димитровград Ульяновской области).
Поскольку оплату расходов на проезд к месту лечения в сумме ***
руб. Штромберг А.А. произвела за счет собственных денежных средств, прокурор
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд исходил только из того, что сын истицы, являясь р***, и сама истица, как
сопровождающее его лицо, имеют право на оплату проезда к месту лечения и
обратно, истице неправомерно отказано в выдаче талона № 2, в связи с чем
затраты Штромберг А.А. на проезд к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Правовые и организационные основы оказания государственной
социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора
социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в
состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается
бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона №
178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и
нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального
развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления
набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок),
регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и
обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного
проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к
месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих
детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских
показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет
и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также
заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на
проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о
лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные
органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их
специальными талонами (именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по
предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных
с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального
страхования Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства
на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются
транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан
к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и
социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным
транспортом.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части
обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства
Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области
№ 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П
предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда
гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется
на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным
государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого
осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями
транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные
пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд.
На основании Постановлений Правительства Ульяновской области
от 18.05.2015 № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная
структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения
Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления
здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере
социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».
Согласно п. 2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное
учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного
получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон
№2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными
нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде
бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих
их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их
гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена.
Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии
медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения
Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона №
2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО
«ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области №620-П), являющиеся основанием для
предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 14.08.2015
Ф*** было выдано Разбегину В.А., *** года рождения, направление № *** на
госпитализацию в Ф***. При этом талон №
2, подлежащий обмену в ОГКУСО «ЦОГТСР» на специальный талон для бесплатного
проезда в г.Москву и обратно ему и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не
выдавался.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Штромберг
А.А. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом
порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно,
однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от выдачи
истице талона № 2, что привело к необходимости приобретения Штромберг А.А.
проездных билетов за счет собственных денежных средств.
Исходя из того, что полномочия по предоставлению
государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения
обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения
Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных
средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида
социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает возможным
взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения ребенка-инвалида с ОГКУСО
«ЦОГТСР».
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г. Ульяновске» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: