Судебный акт
О взыскании расходов за проезд к месту лечения и обратно
Документ от 26.02.2016, опубликован на сайте 02.03.2016 под номером 57514, 2-я гражданская, о взыскании расходов на проезд, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Дворцова Н.В.                                                                             Дело № 33- 810/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      26 февраля 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2015 года, с учетом определения этого же суда от 30 ноября 2015 года об исправлении описки, по  которому постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Романовой Т*** В*** законного представителя несовершеннолетней Р*** М*** Ю*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Романовой Т*** В*** *** руб. за счет средств соответствующего бюджета;

В остальной части и в иске к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, УГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы Романовой Т.В. и пояснения представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Фроловой Е.В., полагавшей решением подлежащим отмене, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, с вынесением нового решения о взыскании расходов за проезд с ОГКУСО, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска действуя в интересах Романовой Т. В. законного представителя несовершеннолетней Романовой М. Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению Романовой Т.В. в интересах несовершеннолетней дочери Р*** М.Ю. *** года рождения являющейся р*** прокурорской проверке, было установлено, что с ***.2015г. по ***2015г. несовершеннолетняя Р*** М.Ю. проходила лечение в ФГБУ «Ц***. Законным представителем несовершеннолетней Р*** Т.В. при поездке на лечение были приобретены билеты в плацкартный вагон фирменного поезда № *** из г. Ульяновска в г. Москва по цене *** руб. (на Романову Т.В.) и *** руб. на несовершеннолетнюю, а также из г. Москва в г. Ульяновск по аналогичной цене. При этом несовершеннолетняя и законный представитель не были обеспечены бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что повлекло нарушение их права.

Просил признать незаконным бездействие ответчика по не обеспечению несовершеннолетней и ее законного представителя бесплатным проездом к месту лечения и обратно, обязать ответчика возместить Романовой Т.В. стоимость проезда к месту лечения и обратно в сумме *** руб.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков  Министерство здравоохранения Ульяновской области и УГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске». 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что в суд в нарушение процессуальных норм права,  Министерство не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения данного дела. Кроме того, суд при вынесении решения не исследовал уставы и положения ответчиков, не рассматривал их полномочия. Не учтено, что компенсация расходов к месту лечения и обратно не входит в полномочия Министерства здравоохранения Ульяновской области. Данная обязанность возложена на Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 №239-пр было создано ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске». Согласно абз.5 п.11 Устава Центра, учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» и прокурор Засвияжского района города Ульяновска решение суда считают законным и обоснованным.

В возражении на апелляционную жалобу Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области решение по жалобе оставляют на усмотрение судебной коллегии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В силу частей 1, 3 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Из материалов дела следует, что обжалуемое Министерством здравоохранения Ульяновской области решение было вынесено судом в отсутствие представителя.

При этом, как видно из представленных материалов, на момент вынесения решения суд не располагал сведениями об извещении ответчика о времени и месте судебного заседания. Как следует из докладной записки главного специалиста, судебная корреспонденция не была доставлена ответчику.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Министерство здравоохранения Ульяновской области не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

В связи с этим решение суда подлежит отмене.

Судебная коллегия согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В судебное заседание не явились представители Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенные надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 приходит к выводу, что оснований для отложения дела не имеется, рассмотреть дело по существу, в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что Р*** М.Ю.,  являясь р***,    имеет право на получение медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, в том числе, имеет право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, что подтверждается справкой УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска от ***2015г. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» в период с ***2014г. по ***.2015г.  указаны в том числе  : замена речевого процесса-2 шт. по заключению ЛПУ, замена согласно сроков пользования, ремонт ТСР.

Р*** М.Ю. была приглашена в сопровождении взрослого на госпитализацию в ФГБУ Ц*** с ***.2015г. по ***2015г.

Материалами дела подтверждается, что ***.2015г несовершеннолетняя вместе со своим законным представителем  убыла в г.Т*** и ***.2015г. вернулась обратно в г.Ульяновск, оплатив проезд железнодорожным транспортом на сумму *** руб.

На обращение законного представителя Романовой Т.В. Министерством здравоохранения Ульяновской области было отказано в выдаче направления и талонов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Отказ мотивирован тем, что она приглашена в федеральное медицинское учреждение с сопровождающим лицом для проведения настроечной сессии на ***.2015г. за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Довод Министерства здравоохранения как основание к отказу в удовлетворении  требований Романовой Т.В. со ссылкой на приказ Минздрава России от 02.12.2014 №769 «Об утверждении положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи», не состоятелен.  Поскольку порядок направление граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для оказания медицинской помощи данным Приказом не изменялся.

Правовые и организационные основы  оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора  социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту  1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов. 

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной  власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).

Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).

Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015  № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».

Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.

Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи  Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в  ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Между тем, из материалов дела усматривается, что истица обращалась в Министерство здравоохранения Ульяновской области за получением направления и талонов, однако в их выдаче необоснованно было отказано.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что  Романовой Т.В. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако  Министерство здравоохранения Ульяновской области  уклонилось от  выдачи истице талона № 2, что привело к необходимости приобретения истицей проездных билетов за счет собственных денежных средств.

Исходя из того, что полномочия по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает  возможным взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения с  ОГКУСО «ЦОГТСР».

При определении размера расходов, подлежащих взысканию судебная коллегия исходит из следующего.       В соответствии с п. 4.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, определено, что организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

В соответствии с п.4.2. для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться, в том числе железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Истицей были приобретены билеты на плацкартные места в фирменном поезде «Ульяновск-Москва», стоимость которых согласно справке Куйбышевского железнодорожного агентства ниже стоимости в скором и пассажирском поезде в купейном вагоне. В связи с этим, судебная коллегия полагает возможным взыскать произведенные расходы истицей в полном объеме -*** руб.

В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области следует отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2015 года, с учетом определения этого же суда от 30 ноября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Романовой Т*** В*** законного представителя несовершеннолетней Р*** М*** Ю*** удовлетворить частично.

Взыскать с Областного  государственного  казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске»  в пользу Романовой Т*** В*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно  в размере   *** руб.

В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: