УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дворцова Н.В. Дело № 33-
810/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
26 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Фоминой В.А.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2015 года, с
учетом определения этого же суда от 30 ноября 2015 года об исправлении описки, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Засвияжского района г.
Ульяновска в интересах Романовой Т*** В*** законного представителя
несовершеннолетней Р*** М*** Ю*** к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно удовлетворить
частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Романовой Т*** В*** *** руб. за счет средств соответствующего бюджета;
В остальной части и в иске к Главному управлению труда,
занятости и социального благополучия Ульяновской области, УГКУСО «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г. Ульяновске» отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы
Романовой Т.В. и пояснения представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.
Ульяновске» Фроловой Е.В., полагавшей решением подлежащим отмене, заключение
прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, с
вынесением нового решения о взыскании расходов за проезд с ОГКУСО, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска действуя в
интересах Романовой Т. В. законного представителя несовершеннолетней Романовой
М. Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области, Министерству здравоохранения
Ульяновской области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по
обращению Романовой Т.В. в интересах несовершеннолетней дочери Р*** М.Ю. ***
года рождения являющейся р*** прокурорской проверке, было установлено, что с ***.2015г.
по ***2015г. несовершеннолетняя Р*** М.Ю. проходила лечение в ФГБУ «Ц***.
Законным представителем несовершеннолетней Р*** Т.В. при поездке на лечение
были приобретены билеты в плацкартный вагон фирменного поезда № *** из г.
Ульяновска в г. Москва по цене *** руб. (на Романову Т.В.) и *** руб. на
несовершеннолетнюю, а также из г. Москва в г. Ульяновск по аналогичной цене.
При этом несовершеннолетняя и законный представитель не были обеспечены
бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что повлекло нарушение их права.
Просил признать незаконным бездействие ответчика по не
обеспечению несовершеннолетней и ее законного представителя бесплатным проездом
к месту лечения и обратно, обязать ответчика возместить Романовой Т.В.
стоимость проезда к месту лечения и обратно в сумме *** руб.
Судом к участию в деле были привлечены в качестве
соответчиков Министерство
здравоохранения Ульяновской области и УГКУСО «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.
Ульяновске».
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает,
что в суд в нарушение процессуальных норм права, Министерство не было надлежащим образом
уведомлено о месте и времени рассмотрения данного дела. Кроме того, суд при
вынесении решения не исследовал уставы и положения ответчиков, не рассматривал
их полномочия. Не учтено, что компенсация расходов к месту лечения и обратно не
входит в полномочия Министерства здравоохранения Ульяновской области. Данная
обязанность возложена на Главное управление труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области. На основании распоряжения Правительства Ульяновской
области от 27.04.2010 №239-пр было создано ОГКУСО «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.
Ульяновске». Согласно абз.5 п.11 Устава Центра, учреждение является
правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития
Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации, предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и
бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСО «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г. Ульяновске» и прокурор Засвияжского района города Ульяновска
решение суда считают законным и обоснованным.
В возражении на апелляционную жалобу Главное управление
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области решение по
жалобе оставляют на усмотрение судебной коллегии.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
В
соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае
является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и
не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу частей 1, 3 ст. 113 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или
вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой
с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной
связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих
фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы
должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный
срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Из
материалов дела следует, что обжалуемое Министерством здравоохранения
Ульяновской области решение было вынесено судом в отсутствие представителя.
При
этом, как видно из представленных материалов, на момент вынесения решения суд
не располагал сведениями об извещении ответчика о времени и месте судебного
заседания. Как следует из докладной записки главного специалиста, судебная
корреспонденция не была доставлена ответчику.
Указанные
обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Министерство здравоохранения
Ульяновской области не был надлежащим образом извещен о времени и месте
судебного разбирательства.
В
связи с этим решение суда подлежит отмене.
Судебная
коллегия согласно ч. 5 ст. 330
ГПК РФ вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам
производства в суде первой инстанции.
В
судебное заседание не явились представители Министерства здравоохранения
Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области, извещенные надлежащим образом. Судебная
коллегия, руководствуясь ст. 167
приходит к выводу, что оснований для отложения дела не имеется, рассмотреть
дело по существу, в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная
коллегия, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их
совокупности, пришла к следующему.
Из
материалов дела следует, что Р*** М.Ю.,
являясь р***, имеет право на
получение медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, в том числе,
имеет право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, что подтверждается
справкой УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска от ***2015г. Согласно
индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида в разделе «Технические
средства реабилитации и услуги по реабилитации» в период с ***2014г. по ***.2015г. указаны в том числе : замена речевого процесса-2 шт. по
заключению ЛПУ, замена согласно сроков пользования, ремонт ТСР.
Р***
М.Ю. была приглашена в сопровождении взрослого на госпитализацию в ФГБУ Ц*** с ***.2015г.
по ***2015г.
Материалами
дела подтверждается, что ***.2015г несовершеннолетняя вместе со своим законным
представителем убыла в г.Т*** и ***.2015г.
вернулась обратно в г.Ульяновск, оплатив проезд железнодорожным транспортом на
сумму *** руб.
На
обращение законного представителя Романовой Т.В. Министерством здравоохранения
Ульяновской области было отказано в выдаче направления и талонов на бесплатный
проезд к месту лечения и обратно. Отказ мотивирован тем, что она приглашена в
федеральное медицинское учреждение с сопровождающим лицом для проведения
настроечной сессии на ***.2015г. за счет средств территориального фонда
обязательного медицинского страхования.
Довод
Министерства здравоохранения как основание к отказу в удовлетворении требований Романовой Т.В. со ссылкой на
приказ Минздрава России от 02.12.2014 №769 «Об утверждении положения об
организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи», не состоятелен.
Поскольку порядок направление граждан, имеющих право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, для оказания медицинской
помощи данным Приказом не изменялся.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в
том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным
законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно
п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого
детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на
междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона №
178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и
нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального
развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления
набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок),
регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и
обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его
действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в
том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно,
распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских
показаний орган исполнительной власти
субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление
на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение
специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для
получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на
лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные
органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их
специальными талонами (именными направлениями).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила
финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно
п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением
социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном
бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской
Федерации.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства
на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются
транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан
к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и
социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным
транспортом.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части
обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства
Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области
№ 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П
предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам
на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на
основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным
государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого
осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного
обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки,
в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд.
На основании Постановления Правительства Ульяновской
области от 18.05.2015 № 11/205-П и от
18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда
исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности,
образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное
полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся
исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее
учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».
Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное
учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного
получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон
№2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными
нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде
бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих
их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их
гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена.
Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии
медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской
области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит
замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской
области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда
на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что истица
обращалась в Министерство здравоохранения Ульяновской области за получением
направления и талонов, однако в их выдаче необоснованно было отказано.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Романовой Т.В. были предприняты все
необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения
документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако Министерство здравоохранения Ульяновской
области уклонилось от выдачи истице талона № 2, что привело к
необходимости приобретения истицей проездных билетов за счет собственных
денежных средств.
Исходя из того, что полномочия по предоставлению
государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения
обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения
Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных
средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида
социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает возможным взыскание расходов истицы на проезд
к месту лечения с ОГКУСО «ЦОГТСР».
При определении размера расходов, подлежащих взысканию
судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 4.1 Порядка предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан, определено, что организация перевозки граждан к
месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного
сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным)
и автомобильным транспортом.
В соответствии с п.4.2. для следования к месту лечения
граждане вправе воспользоваться, в том числе железнодорожным транспортом
(поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда
возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий
отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с
двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
Истицей были приобретены билеты на плацкартные места в
фирменном поезде «Ульяновск-Москва», стоимость которых согласно справке
Куйбышевского железнодорожного агентства ниже стоимости в скором и пассажирском
поезде в купейном вагоне. В связи с этим, судебная коллегия полагает возможным
взыскать произведенные расходы истицей в полном объеме -*** руб.
В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, к Главному управлению труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области следует отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12
ноября 2015 года, с учетом определения этого же суда от 30 ноября 2015 года
отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Засвияжского района г.
Ульяновска в интересах Романовой Т*** В*** законного представителя
несовершеннолетней Р*** М*** Ю*** удовлетворить частично.
Взыскать с Областного
государственного казенного
учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Романовой Т*** В*** в возмещение
расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере
*** руб.
В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области, отказать.
Председательствующий
Судьи: