Судебный акт
О включении в льготный стаж в льготном исчислении периоды работы, назначении досрочной пенсии
Документ от 08.12.2015, опубликован на сайте 22.12.2015 под номером 56007, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Пенсия в связи с лечебной деятельностью

Документ от 26.07.2016, опубликован на сайте 12.08.2016 под номером 60658, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА

Документ от 16.06.2016, опубликован на сайте 17.06.2016 под номером 59712, Президиум гражданский, , АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Ибрагимова Е.А.                                                                  Дело № 33- 5076/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 08 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей   Чурбановой Е.В., Коротковой Ю.Ю.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Поваровой А*** В*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Поваровой А*** В*** в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды: с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002  по 27.04.2015.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Поваровой А*** В*** досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с *** 2015 года.

 

Заслушав доклад судьи  Чурбанова Е.В.,    пояснения истца Поваровой А.В., ее представителя Ильиной  Е.В.,  возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Поварова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что ***2015  она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях». Решением от ***2015 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С решением ответчика была не согласна, поскольку с 02.10.1998 по 14.05.1995 она работала в должности фельдшера-лаборанта в иммунологической лаборатории М***. Специальный стаж в данной должности оставил 5 лет 7 месяцев 12 дней. С 14.08.1995 по настоящее время она работает на должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении ГУЗ «О***» (ранее У***). Считала, что работа в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом  отделении ГУЗ «О***»  в течение года должна засчитываться в льготном исчислении за год и шесть месяцев, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.03.2000 по 14.10.2001.

Просила обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 15.08.1995 по 05.03.2000 и с 15.10.2001 по 27.04.2015 и  назначить ей с 27.04.2015  досрочную страховую пенсию.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указывает, что периоды работы  в должности фельшера-лаборанта патологоанатомического отделения не могут быть засчитаны в специальный стаж истца в льготном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, «патолого-анатомические отделения» онкологических диспансеров не предусмотрены. Кроме того не может быт засчитан в специальный стаж  Поваровой А.В. в льготном исчислении период нахождения ее в отпуске по беременности и родам  с 17.10.1999 по 05.03.2003, так как Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, предусматривают применение льготного порядка исчисления стажа только в отношении работы.

В возражении на апелляционную жалобу  ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» считает решение законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе города Ульяновска, представителя третьего лица ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Кроме того, как отмечалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 года Поварова А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***2015г. № *** Поваровой А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях».

Не были засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды работы (1 год работы как 1 год 6 месяцев) – с 15.08.1995 по 31.10.1999  в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения У***, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, льготное исчисление предусмотрено среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской, инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала; с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 в должности фельдшера-лаборанта У***, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, «патолого-анатомические отделения» онкологических диспансеров не предусмотрены.

Указанные периоды засчитаны истице в календарном исчислении.

Разрешая требования Поваровой А.В. по существу заявленные  и придя к выводу о их законности и обоснованности, суд правомерно исходил из следующего.

С 01.01.2015 вступи в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Исходя из  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно п. 2 указанного Списка среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев.

Аналогичные положения закреплены в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

То обстоятельство, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, патологоанатомическое отделение онкологического диспансера не поименовано не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы в указанной должности.

Как следует из представленных документов, Поварова А.В. в период с 15.08.1995 по 27.04.2015 (за исключением периода с 06.03.2000 по 14.10.2001 – нахождение в отпуске по уходу за ребенком)  осуществляла трудовую деятельность в одном и том же лечебном учреждении – У***, по одной и той же должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения.

Согласно справки, выданной работодателем, У*** был переименован в У*** с 01.03.1999 на основании приказа КЗО № 403 от 31.12.1998, затем У*** был переименован в ГУЗ О*** на основании приказа Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 24.01.2001 № 297.

Дав правильную правовую оценку представленным документам, суд правомерно пришел к выводу о том, что истица  в течении всего периода работы выполняла одни и те же функции, ее должностные обязанности были связаны с гистологическими исследованиями трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработкой трупного, операционного и биопсийного материала.

А поскольку исследованными судом доказательствами также подтверждено, что ГУЗ «У***» является лечебным учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в своем составе стационар, поликлинику, лабораторию, патологоанатомическое отделение, суд  обоснованно  пришел к выводу о том, что периоды работы Поваровой А.В. с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно зачел оспариваемые периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение  страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку  «диспансеры» не поименованы в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год за год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ ОТ 29.10.2002 № 781, не являются основанием к отмене решения суда.

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627, к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены как онкологические больницы, так и  онкологические диспансеры.

Основным направлением  в деятельности больницы является оказание плановой  (внеплановой), в том числе специализированной стационарной медицинской помощи.

В задачи  онкологического диспансера входит, помимо оказания специализированной стационарной медицинской помощи больным с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, и такие как  поликлиническая работа  с населением, методическое руководство и консультативная помощь врачам-специалистам учреждений здравоохранения по вопросам  проведения профилактических осмотров, диспансеризация больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями и т.п.

При этом, при наличии патологоанатомического отделения в онкологической больнице, средний медицинский персонал, осуществляющий указанный в Перечне круг обязанностей будет иметь право на льготное исчисление стажа.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют  объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе   установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.

Таким образом, само по себе  наличие дополнительных видов деятельности онкологического диспансера не может лишить  истцу права на равное пенсионное обеспечение  с лицами, занимающими аналогичную должность и выполняющими аналогичные обязанности в патологоанатомическом отделении больницы, которым  работа в указанных условиях засчитывается в льготном исчислении.

В остальной части доводы апелляционной жалобы  являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: