УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова
Е.А.
Дело № 33- 5076/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
08 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.
судей Чурбановой
Е.В., Коротковой Ю.Ю.
при секретаре Моисеевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской
области на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года, по которому
постановлено:
Исковые требования Поваровой А*** В*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в
Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Поваровой А*** В***
в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения следующие периоды: с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по
05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской
области назначить Поваровой А*** В*** досрочную страховую пенсию по старости в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения с *** 2015 года.
Заслушав доклад судьи
Чурбанова Е.В., пояснения истца
Поваровой А.В., ее представителя Ильиной
Е.В., возражавших против доводов
жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Поварова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском
районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в
специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии
по старости.
В обоснование иска указала, что ***2015 она обратилась к ответчику с заявлением о
назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20
п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях». Решением от ***2015 ей было отказано в
назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на
назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения. С решением ответчика была не
согласна, поскольку с 02.10.1998 по 14.05.1995 она работала в должности
фельдшера-лаборанта в иммунологической лаборатории М***. Специальный стаж в
данной должности оставил 5 лет 7 месяцев 12 дней. С 14.08.1995 по настоящее
время она работает на должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом
отделении ГУЗ «О***» (ранее У***). Считала, что работа в должности
фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом
отделении ГУЗ «О***» в течение
года должна засчитываться в льготном исчислении за год и шесть месяцев, за
исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.03.2000 по
14.10.2001.
Просила обязать ответчика включить в специальный стаж в
льготном исчислении периоды работы с 15.08.1995 по 05.03.2000 и с 15.10.2001 по
27.04.2015 и назначить ей с
27.04.2015 досрочную страховую пенсию.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с
нарушением норм материального права. При этом указывает, что периоды
работы в должности фельшера-лаборанта
патологоанатомического отделения не могут быть засчитаны в специальный стаж
истца в льготном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть
месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781,
«патолого-анатомические отделения» онкологических диспансеров не предусмотрены.
Кроме того не может быт засчитан в специальный стаж Поваровой А.В. в льготном исчислении период
нахождения ее в отпуске по беременности и родам
с 17.10.1999 по 05.03.2003, так как Правилами исчисления периодов
работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516,
предусматривают применение льготного порядка исчисления стажа только в
отношении работы.
В возражении на апелляционную жалобу ГУЗ «Областной клинический онкологический
диспансер» считает решение законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика
Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе города Ульяновска,
представителя третьего лица ГУЗ «Областной клинический онкологический
диспансер», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим
образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Согласно Конституции Российской федерации в Российской
Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей,
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции
РФ).
Важнейшим элементом социального обеспечения является
пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39
частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые
основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты,
законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и
особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых
категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от
ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую
деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Кроме того, как отмечалось в
Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке
конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано
осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как
правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение,
предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18,
19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней
предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в
том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально
признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной
защиты.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 года Поварова
А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан от ***2015г. № *** Поваровой А.В. было отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием
необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по
старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях».
Не
были засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды
работы (1 год работы как 1 год 6 месяцев) – с 15.08.1995 по 31.10.1999 в должности фельдшера-лаборанта
патологоанатомического отделения У***, так как Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -
эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране
здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, льготное исчисление
предусмотрено среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской,
инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических
бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро
патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия
трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей,
удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и
биопсийного материала; с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001,
с 01.01.2002 по 27.04.2015 в должности фельдшера-лаборанта У***, так как Перечнем
структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ
от 29.10.2002г. № 781, «патолого-анатомические отделения» онкологических
диспансеров не предусмотрены.
Указанные периоды засчитаны истице в календарном исчислении.
Разрешая требования Поваровой А.В. по существу
заявленные и придя к выводу о их
законности и обоснованности, суд правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2015 вступи в силу Федеральный закон от 28.12.2013
года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от
28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по
старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет.
В силу п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013
года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона,
при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не
менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста.
Согласно
абз. 3 п. 9
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан
на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица,
претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды
работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших
нормативных правовых актов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, выраженной в Постановлении
от 29 января 2004 года N 2-П, при исчислении продолжительности стажа на
соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до
введения в действие нового правового регулирования.
По состоянию на 31
декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось,
в частности, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с пунктом 3
Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды
работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений,
лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на
пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением
Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после
указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1
настоящего Постановления.
Согласно
п. 1
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -
эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране
здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного
постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 право на пенсию за
выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования
должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических
учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 2
указанного Списка среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и
инфекционной патологии республиканских, областных и городских
патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных
бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия
трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей,
удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и
биопсийного материала, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и
городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно -
медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку
трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях
засчитывается за один год и 6 месяцев.
Аналогичные
положения закреплены в Списке должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066
и Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от
29.10.2002г. № 781.
То обстоятельство,
что Перечнем
структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается
в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, как год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
29 октября 2002 года N 781, патологоанатомическое отделение онкологического
диспансера не поименовано не может служить основанием для отказа в
удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку наименование учреждения
само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной
деятельности истицы в указанной должности.
Как следует из
представленных документов, Поварова А.В. в период с 15.08.1995 по 27.04.2015
(за исключением периода с 06.03.2000 по 14.10.2001 – нахождение в отпуске по
уходу за ребенком) осуществляла трудовую
деятельность в одном и том же лечебном учреждении – У***, по одной и той же
должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения.
Согласно справки,
выданной работодателем, У*** был переименован в У*** с 01.03.1999 на основании
приказа КЗО № 403 от 31.12.1998, затем У*** был переименован в ГУЗ О*** на
основании приказа Департамента здравоохранения и фармации Администрации
Ульяновской области от 24.01.2001 № 297.
Дав правильную правовую оценку представленным документам,
суд правомерно пришел к выводу о том, что истица в течении всего периода работы выполняла одни
и те же функции, ее должностные обязанности были связаны с гистологическими
исследованиями трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и
биопсиях, обработкой трупного, операционного и биопсийного материала.
А поскольку исследованными
судом доказательствами также подтверждено, что ГУЗ «У***» является лечебным
учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в
своем составе стационар, поликлинику, лабораторию, патологоанатомическое
отделение, суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы
Поваровой А.В. с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с
15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 подлежат включению в специальный
стаж в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно зачел оспариваемые периоды
работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном
исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку «диспансеры» не поименованы в Перечне
структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, как год за год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением
Правительства РФ ОТ 29.10.2002 № 781, не являются основанием к отмене решения
суда.
Согласно Единой
номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения,
утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627, к
лечебно-профилактическим учреждениям отнесены как онкологические больницы, так
и онкологические диспансеры.
Основным
направлением в деятельности больницы
является оказание плановой
(внеплановой), в том числе специализированной стационарной медицинской
помощи.
В задачи онкологического диспансера входит, помимо
оказания специализированной стационарной медицинской помощи больным с
онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, и такие как поликлиническая работа с населением, методическое руководство и
консультативная помощь врачам-специалистам учреждений здравоохранения по
вопросам проведения профилактических
осмотров, диспансеризация больных с предопухолевыми и хроническими
заболеваниями и т.п.
При этом, при
наличии патологоанатомического отделения в онкологической больнице, средний
медицинский персонал, осуществляющий указанный в Перечне круг обязанностей
будет иметь право на льготное исчисление стажа.
В сфере пенсионного
обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм
дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет
вводить такие различия в пенсионных
правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет
различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных
ситуациях). Критерии, лежащие в основе
установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны
определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом
регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны
быть взаимообусловлены.
Таким образом, само
по себе наличие дополнительных видов
деятельности онкологического диспансера не может лишить истцу права на равное пенсионное обеспечение с лицами, занимающими аналогичную должность и
выполняющими аналогичные обязанности в патологоанатомическом отделении
больницы, которым работа в указанных
условиях засчитывается в льготном исчислении.
В остальной части
доводы апелляционной жалобы являлись
предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда
законным и обоснованным. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая
правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03
сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в
Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: