УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Родионова
В.П.
Дело № 33а-4806/2015
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
17 ноября 2015 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Васильевой
Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе акционерного общества
«Авиастар-СП»
на решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 13 августа 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении заявления акционерного общества «Авиастар-СП» о
признании незаконным предписания
№ 7/3/1-48 от 15
июня 2015 года Главного управления МЧС России
по Ульяновской области по
устранению нарушений требований в
области гражданской обороны –
отказать.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя АО «Авиастар-СП»
Коваленко Р.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения
представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области Старостиной Н.В., просившей
решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
АО «Авиастар-СП» обратилось в суд с
заявлением об оспаривании предписания главного управления МЧС России по
Ульяновской области.
Заявление мотивировано тем, что в период с 18.05.2015
по 15.06.2015 УНД ГУ МЧС России по
Ульяновской области проводило плановую выездную проверку выполнения требований
в области гражданской обороны в АО «Авиастар-СП». По
результатам проверки заместитель начальника управления - начальник ОГН ГО, ЗНТ
ЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области Барков
Д.А. вынес в адрес АО «Авиастар-СП»
Предписание №7/3/1-48 от 15.06.2015 об устранении выявленных в ходе
проверки нарушений требований в области
гражданской обороны. Данное предписание, по мнению заявителя, является
незаконным.
В соответствии с абз. 2 п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений
гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.10.2002 № 583, статус
защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта
убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей
сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям, с копиями поэтажных планов и
экспликаций помещений защитного сооружения ГО, заверенных органами технической
инвентаризации. АО «Авиастар-СП» такими документами
не располагает.
Никакого решения,
принятого уполномоченным органом в установленном Постановлением Правительства
№1309 от 29.11.1999 порядке, о признании какого-либо из принадлежащих заявителю
помещений защитным сооружением гражданской обороны, не имеется. Упомянутые
в пунктах 1-48 Предписания (за исключением п. 16, 35, 39) защитные сооружения
являются подвальными помещениями и входят в состав принадлежащих заявителю на
праве собственности помещений. Никаких ограничений права
собственности заявителя на указанные помещения не имеется. Отсутствие
зарегистрированных в установленном законом порядке ограничений, обременений на
принадлежащее заявителю имущество, подтверждает факт того, что находящееся в
собственности заявителя недвижимое имущество не является защитным сооружением
гражданской обороны. Приватизация таких помещений была бы невозможна, а
помещения не могли бы находиться на праве частной собственности у АО «Авиастар-СП». Содержащиеся в Предписании нарушения, по
сути, представляют собой оспаривание зарегистрированного права собственности АО
«Авиастар-СП» на данный вид недвижимого имущества,
что недопустимо во внесудебном порядке.
В связи с этим
заявитель просил признать незаконным Предписание № 7/3/1-48 от 15.06.2015,
выданное АО «Авиастар-СП» должностным лицом Главного
управления МЧС России по Ульяновской области; взыскать с Главного управления
МЧС России по Ульяновской области в пользу АО «Авиастар-СП»
расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В
апелляционной жалобе АО «Авиастар-СП» не соглашается
с решением суда. Указывает при этом, что в соответствии с п. 3 Постановления
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской
обороны не входят в перечень объектов, которые могут быть переданы в государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их
Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Помещения, о
которых упоминается в оспариваемом предписании, являются частной собственностью
АО «Авиастар-СП». Никаких ограничений на указанные
объекты недвижимости не зарегистрировано. При таких обстоятельствах говорить о
том, что данные помещения являются защитными сооружениями гражданской обороны
нельзя.
Отсутствует решение
уполномоченного органа о признании спорных помещений защитными сооружениями
гражданской обороны. Представленные в
суд паспорта убежищ в количестве 16 штук не подтверждают наличие факта принятия
каким-либо уполномоченным органом в установленном законом порядке решения о
создании в помещениях АО «Авиастар-СП» объектов
гражданской обороны.
В возражения на
апелляционную жалобу Управление надзорной деятельности и профилактической
работы ГУ МЧС России по Ульяновской области просит оставить решение суда без
изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное
заседание не явился Барков Д.А. – заместитель начальника управления надзорной
деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России, выдавший предписание. О
дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает
возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения заместителя
начальника управления надзорной деятельности
и профилактической работы ГУ МЧС России по Ульяновской области № 7 от
23.04.2015 была проведена
плановая выездная проверка
АО «Авиастар-СП» в области гражданской обороны.
По результатам
проверки АО «Авиастар-СП» было выдано предписание №
7/3/1-48 от 15.06.2015 по устранению
нарушений в области гражданской обороны
с указанием мероприятий по их
устранению.
В предписании
указано о необходимости устранения нарушений п.п.
3.2.1, 3.2.11, 4.4.2 приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении
и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО». Нарушение
заключается в ненадлежащем техническом состоянии защитных сооружений
гражданской обороны.
Не соглашаясь с
указанным предписанием, АО «Авиастар-СП» указывает на
то, что помещения, о которых идет речь в предписании, не являются защитными
сооружениями и не относятся к объектам гражданской обороны.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорные
помещения являются защитными сооружениями гражданской обороны.
Судом установлено, что АО «Авиастар-СП» на основании свидетельств о государственной регистрации права
является собственником
нежилых помещений: ***), расположенных по адресу: г. ***, пр. ***.
Данные нежилые помещения были переданы в
собственность ЗАО «Авиастар»-СП» в порядке
приватизации.
В состав указанных
помещений входят убежища: ***.
В соответствии с Приказом
МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской, обороны» (п. 1.2
Правил) статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта
гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного
организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Пунктом п. 2.1
названных Правил предусмотрено, что учет защитного сооружения гражданской
обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных
центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и
органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе
защитного сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитного сооружения
гражданской обороны.
Тот факт,
что указанные в предписании помещения
имеют статус защитных сооружений гражданской
обороны, подтверждается представленными
паспортами убежищ, всего 16 шт.
Статус
помещений как защитных сооружений гражданской обороны был определен еще в 80х
годах, когда помещения находились в государственной собственности и
использовались УАПК.
Согласно пункту 2.1.37
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной
программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации» защитные сооружения гражданской обороны относятся к числу объектов,
находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Из Положения
о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны
приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, следует,
что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в
соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются
из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном
порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Тот факт, что при
передаче имущества в порядке приватизации объекты гражданской обороны не были
исключены из имущества, передаваемого ЗАО «Авиастар-СП», не влечет утрату их статуса как объектов
гражданской обороны.
Из
сообщения областного государственного
казенного учреждения «Служба гражданской
защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» следует, что по итогам
проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Ульяновской области в
2014 году, а также в соответствии с
Журналом учета защитных сооружений гражданской обороны Ульяновской области (основание
приказ МЧС России от 15.12.2002г.
№ 583),
у АО «Авиастар-СП» имеются защитные сооружения гражданской обороны в количестве
16 единиц. Инвентарные
номера № ***.
Утрата статуса
защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в
порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 года №
1-38-4, Госкомимущества РФ от 05 ноября 1996 года № АР-13/7746 «О порядке
списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской
обороны».
В соответствии с п. 3.2.1
Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при
эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться
требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в
установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для
безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна
быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и
отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и
герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и
гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и
возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной
ситуации.
Оборудование ЗС ГО
должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по
назначению.
АО «Авиастар-СП», как собственник указанных защитных сооружений
гражданской обороны, обязано планировать и организовывать проведение
мероприятий по гражданской обороне, содержать объекты гражданской обороны в
надлежащем состоянии, обеспечивать их сохранность, текущий и капитальный ремонт
строительных конструкций, техническое обслуживание и ремонт технических систем,
принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к
использованию (приему укрываемых), создавать звенья по обслуживанию убежищ.
Из представленных
документов следует, что ГУ МЧС России по
Ульяновской области проводило проверки АО «Авиастар-СП»
(ранее ЗАО) в области гражданской обороны, начиная с 2010 года. В ходе проверок
выявлялись нарушения, связанные с невыполнением требований к содержанию
защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности АО «Авиастар-СП». По результатам проведенных проверок АО «Авиастар-СП» выдавались обязательные для исполнения
предписания, ответственные лица юридического лица привлекались к
административной ответственности. При этом само АО «Авиастар-СП»
предоставляло с ГУ МЧС России по Ульяновской
области сведения о том, что спорные объекты являются защитными
сооружениями гражданской обороны. АО «Авиастар-СП» проводило мероприятия по ремонту и приведению
указанных сооружений в надлежащее
техническое состояние.
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что
спорные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны.
Поскольку в ходе
проведенной проверки был выявлен факт ненадлежащего технического состояния
защитных сооружений гражданской обороны (что не оспаривалось АО «Авиастар-СП»), находящихся в собственности АО «Авиастар-СП»,
предписание должностного лица ГУ МЧС России по Ульяновской области в
адрес АО «Авиастар-СП» об устранении выявленных
нарушений является законным и обоснованным.
Доводы
апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявленным при обращении в суд с
заявлением об оспаривании предписания. Указанные доводы были предметом
исследования в суде первой инстанции, им дана правильная юридическая
оценка.
Учитывая
вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь
ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска 15 июля 2015
года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Авиастар-СП» - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: