Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий госоргана
Документ от 17.11.2015, опубликован на сайте 27.11.2015 под номером 55544, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                       Дело № 33а-4806/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          17 ноября  2015 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Авиастар-СП»  на решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 13 августа  2015 года, по которому постановлено:

 

В  удовлетворении  заявления акционерного общества   «Авиастар-СП»    о  признании незаконным предписания  № 7/3/1-48  от  15  июня  2015 года  Главного управления  МЧС России    по  Ульяновской области по устранению нарушений   требований    в  области гражданской   обороны – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя АО «Авиастар-СП» Коваленко Р.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области Старостиной Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

АО «Авиастар-СП» обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания главного управления МЧС России по Ульяновской области.

Заявление мотивировано тем, что в период с 18.05.2015 по 15.06.2015  УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области проводило плановую выездную проверку выполнения требований в области гражданской обороны в АО «Авиастар-СП». По результатам проверки заместитель начальника управления - начальник ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области Барков Д.А. вынес в адрес АО «Авиастар-СП» Предписание №7/3/1-48 от 15.06.2015 об устранении выявленных в ходе проверки  нарушений требований в области гражданской обороны. Данное предписание, по мнению заявителя, является незаконным.

В соответствии с абз. 2 п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.10.2002 № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с копиями  поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения ГО, заверенных органами технической инвентаризации. АО «Авиастар-СП» такими документами не располагает.

Никакого решения, принятого уполномоченным органом в установленном Постановлением Правительства №1309 от 29.11.1999 порядке, о признании какого-либо из принадлежащих заявителю помещений защитным сооружением гражданской обороны, не имеется. Упомянутые в пунктах 1-48 Предписания (за исключением п. 16, 35, 39) защитные сооружения являются подвальными помещениями и входят в состав принадлежащих заявителю на праве собственности помещений.  Никаких ограничений права собственности заявителя на указанные помещения не имеется. Отсутствие зарегистрированных в установленном законом порядке ограничений, обременений на принадлежащее заявителю имущество, подтверждает факт того, что находящееся в собственности заявителя недвижимое имущество не является защитным сооружением гражданской обороны. Приватизация таких помещений была бы невозможна, а помещения не могли бы находиться на праве частной собственности у АО «Авиастар-СП». Содержащиеся в Предписании нарушения, по сути, представляют собой оспаривание зарегистрированного права собственности АО «Авиастар-СП» на данный вид недвижимого имущества, что недопустимо во внесудебном порядке.

В связи с этим заявитель просил признать незаконным Предписание № 7/3/1-48 от 15.06.2015, выданное АО «Авиастар-СП» должностным лицом Главного управления МЧС России по Ульяновской области; взыскать с Главного управления МЧС России по Ульяновской области в пользу АО «Авиастар-СП» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе АО «Авиастар-СП» не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской обороны не входят в перечень объектов, которые могут быть переданы в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Помещения, о которых упоминается в оспариваемом предписании, являются частной собственностью АО «Авиастар-СП». Никаких ограничений на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано. При таких обстоятельствах говорить о том, что данные помещения являются защитными сооружениями гражданской обороны нельзя.

Отсутствует решение уполномоченного органа о признании спорных помещений защитными сооружениями гражданской обороны.  Представленные в суд паспорта убежищ в количестве 16 штук не подтверждают наличие факта принятия каким-либо уполномоченным органом в установленном законом порядке решения о создании в помещениях АО «Авиастар-СП» объектов гражданской обороны.

В возражения на апелляционную жалобу Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явился Барков Д.А. – заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России, выдавший предписание. О дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника  управления надзорной  деятельности  и   профилактической работы  ГУ МЧС России по Ульяновской области  № 7  от 23.04.2015  была  проведена  плановая  выездная  проверка   АО «Авиастар-СП»  в области гражданской обороны.

По результатам проверки АО «Авиастар-СП» было выдано предписание № 7/3/1-48  от 15.06.2015 по устранению нарушений в области гражданской обороны  с указанием   мероприятий по их устранению.   

В предписании указано о необходимости устранения нарушений   п.п. 3.2.1, 3.2.11, 4.4.2 приложения  к  Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений ГО». Нарушение заключается в ненадлежащем техническом состоянии защитных сооружений гражданской обороны.

Не соглашаясь с указанным предписанием, АО «Авиастар-СП» указывает на то, что помещения, о которых идет речь в предписании, не являются защитными сооружениями и не относятся к объектам гражданской обороны.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорные помещения являются защитными сооружениями гражданской обороны.

Судом установлено, что АО «Авиастар-СП»   на основании     свидетельств  о государственной регистрации     права  является  собственником нежилых  помещений:     ***), расположенных по адресу: г. ***,  пр. ***.

Данные нежилые помещения были переданы в собственность ЗАО «Авиастар»-СП» в порядке приватизации.

В состав указанных помещений   входят   убежища: ***.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской, обороны» (п. 1.2 Правил) статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом п. 2.1 названных Правил предусмотрено, что учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитного сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитного сооружения гражданской обороны.

Тот факт, что  указанные в предписании помещения имеют статус    защитных сооружений   гражданской  обороны, подтверждается представленными  паспортами   убежищ, всего  16  шт.

Статус помещений как защитных сооружений гражданской обороны был определен еще в 80х годах, когда помещения находились в государственной собственности и использовались УАПК. 

Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» защитные сооружения гражданской обороны относятся к числу объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Из Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, следует, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Тот факт, что при передаче имущества в порядке приватизации объекты гражданской обороны не были исключены из имущества, передаваемого ЗАО «Авиастар-СП»,  не влечет утрату их статуса как объектов гражданской обороны.

Из сообщения областного   государственного казенного учреждения  «Служба  гражданской  защиты   и  пожарной безопасности  Ульяновской области» следует, что по итогам проведения   инвентаризации  защитных сооружений   гражданской обороны   на территории   Ульяновской области   в  2014 году, а также в соответствии с  Журналом   учета  защитных сооружений     гражданской обороны   Ульяновской области  (основание    приказ МЧС  России от 15.12.2002г. №  583),   у АО «Авиастар-СП»   имеются защитные сооружения   гражданской обороны  в количестве  16   единиц. Инвентарные номера  № ***.

Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 года № 1-38-4, Госкомимущества РФ от 05 ноября 1996 года № АР-13/7746 «О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с п. 3.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

АО «Авиастар-СП», как собственник указанных защитных сооружений гражданской обороны, обязано планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, содержать объекты гражданской обороны в надлежащем состоянии, обеспечивать их сохранность, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание и ремонт технических систем, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (приему укрываемых), создавать звенья по обслуживанию убежищ.

Из представленных документов  следует, что ГУ МЧС России по Ульяновской области проводило проверки АО «Авиастар-СП» (ранее ЗАО) в области гражданской обороны, начиная с 2010 года. В ходе проверок выявлялись нарушения, связанные с невыполнением требований к содержанию защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности АО «Авиастар-СП». По результатам проведенных проверок АО «Авиастар-СП» выдавались обязательные для исполнения предписания, ответственные лица юридического лица привлекались к административной ответственности. При этом само АО «Авиастар-СП» предоставляло с ГУ МЧС России по Ульяновской  области сведения о том, что спорные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны.    АО «Авиастар-СП» проводило мероприятия по ремонту и приведению указанных сооружений в надлежащее  техническое состояние.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны.

Поскольку в ходе проведенной проверки был выявлен факт ненадлежащего технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (что не оспаривалось АО «Авиастар-СП»), находящихся в собственности АО «Авиастар-СП»,  предписание должностного лица ГУ МЧС России по Ульяновской области в адрес АО «Авиастар-СП» об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявленным при обращении в суд с заявлением об оспаривании предписания. Указанные доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана правильная юридическая оценка. 

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска 15 июля  2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Авиастар-СП»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: