УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гафурова
С.И.
Дело № 33-3836/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 сентября 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Чурбановой Е.В.
судей Фоминой В.А., Мирясовой Н.Г.,
с участием прокурора
Николаевой Н.А.
при секретаре
Устимовой Т.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
администрации муниципального образования «Цильнинский район» на решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 июля 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Мулякова Н*** В***
удовлетворить.
Взыскать с
Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Цильнинский
район» Ульяновской области в пользу Мулякова Н*** В*** задолженность по выплате
ежемесячной пенсии за выслугу лет за период с 21.01.2014 года по 30.04.2015
года в размере *** рублей *** копеек.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения представителя администрации МО «Цильнинский
район» Старостиной О.Б., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Николаевой
Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Цильнинского района Ульяновской области, действуя в интересах Мулякова Николая
Васильевича, обратился в суд с иском к МУ администрация Муниципального
образования «Цильнинский район» Ульяновской области о взыскании задолженности
по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что
Муляков Н.В. является пенсионером, бывшим муниципальным служащим. В период с
01.01.2014 по 01.04.2015 ежемесячная пенсия за выслугу лет Мулякову Н.В. не
выплачивалась, в связи с чем образовалась задолженность.
С учетом уточнения
требований просил взыскать с ответчика в
пользу Мулякова Н.В. задолженность за
период с 21.01.2014 по 30.04.2015 в сумме *** руб.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Цильнинский район» не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При
этом указывает, что ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего за
выслугу лет предусмотрена только актом органа местного самоуправления,
следовательно, ежемесячная доплата к трудовой пенсии не является самой пенсией
по выслуге лет, назначаемой в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ. Не
соглашается с размером задолженности, установленным судом. Полагает, что на
основании внесенных решением Совета депутатов
МО «Цильнинский район» изменений в Положение о пенсионном обеспечении
муниципальных служащих органов местного
самоуправления МО «Цильнинский район», утвержденных решением Совета депутатов
МО Цильнинский район» №35 от 28.11.2013, размер задолженности перед Муляковым
Н.В. составляет *** руб. Судом не
учтено, что п.2 решения Совета депутатов МО «Цильнинский район» от 13.04.2015
№197 является действующим. Считает, что
суд неправильно истолковал действующее законодательство в сфере регулирования
дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих. По мнению
автора жалобы, уменьшение размера
выплат в связи с изменением правового регулирования не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а
жалобу администрации МО «Цильнинский район» - без удовлетворения.
Истец Муляков Н.В.,
надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное
заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная
коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела
следует, что с 15.11.2010 Муляков Н.В. является получателем трудовой пенсии по
старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации».
***.2014 Муляков
Н.В. уволен с муниципальной службы в связи с сокращением штата работников
организации. Стаж муниципальной службы Мулякова Н.В. определен ответчиком
в 15 лет 1 месяц 18 дней.
Решением Совета
депутатов МО «Цильнинский район» от 28.11.2013 № 35 утверждено Положение о
пенсионном обеспечении муниципальных служащих органом местного самоуправления
МО «Цильнинский район» (далее - Положение), в соответствии с которым пенсия за
выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка
муниципального служащего; расчет среднемесячного заработка производится из
денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев
муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им
возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в
соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада,
установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в
этом периоде в соответствии с законодательством РФ; размер пенсии увеличивается
на 3% за каждый полный год стажа муниципальной службы, превышающего 15 лет, но
не более чем до 75%.
В период с
01.01.2014 по 13.04.2015 пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным
порядком ее исчисления, в том числе применением коэффициента 2,8 никому из
муниципальных служащих, находящихся на пенсии, в муниципальном образовании не
назначались из-за отсутствия денежных
средств в местном бюджете на указанные цели.
Решением Совета
депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 13.04.2015 № 197 в
вышеназванное Положение внесены изменения – установлено, что размер
среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия, не может превышать 1,0 должностного оклада,
установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в
этом периоде в соответствии с законодательством РФ. При этом действие
указанного решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
Ссылаясь на наличие
задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 21.01.2014 по
30.04.2015, прокурор обратился в суд в интересах Мулякова Н.В. с вышеуказанным
иском.
МО «Цильнинский
район», не оспаривая право Мулякова Н.В. на получение пенсии за выслугу лет с
21.01.2014, возражало против заявленного истцом размера пенсии и задолженности,
полагая, что они должны рассчитываться по правилам, установленным решением
Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 28.11.2013 №
35 с изменениями от 13.04.2015 № 197.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что
придание обратной силы решению Совета депутатов муниципального образования от
13.04.2015 об уменьшении коэффициента, ограничивающего размер заработка для
исчисления пенсии, с 2,8 до 1,0 является
незаконным, нарушающим права истицы.
Судебная коллегия
полагает данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм
действующего законодательства.
В соответствии с п.
«ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов
организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Субъекты Российской
Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам
совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального
закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное
обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1
ст. 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за
выслугу лет ( п.5 ч.1 ст. 23).
В силу ч.2 ст. 24
Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего
осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской
Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей
государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1
статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения
правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется
государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных
федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской
Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный
закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления
права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных
служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов
местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми
актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Из приведенных законоположений
следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения
муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств
соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного
самоуправления.
В МО «Цильнинский
район» вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим
урегулированы вышеуказанным Положением,
утвержденным решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» от 28.11.2013 №
35 с изменениями, внесенными решением Советом депутатов от 13.04.2015 №
197. Указанные изменения касались только
снижения размера коэффициента, ограничивающего размер среднего заработка, из
которого исчисляется размер пенсии, с 2,8 до 1,0.
Разрешая вопрос о
правомерности такого уменьшения и придания ему обратной силы, следует
учитывать, что согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации
расходные обязательства муниципального образования возникают в результате
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным
вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы
местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются
органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет
собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего
местного бюджета.
Следовательно,
финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за
счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, которые с учетом бюджетных возможностей вправе
вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным
служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В ходе судебного
разбирательства установлено, что денежных средств, необходимых для выплаты
пенсии за выслугу лет муниципальным служащим,
исходя из коэффициента 2,8 в соответствии с решением Совета депутатов МО
«Цильнинский район» от 28.11.2013, в бюджете муниципального образования не
имелось, в связи с чем указанные выплаты не производились, и 13.04.2015 было
принято решение об изменении предельного коэффициента к заработной плате для
исчисления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
При таких
обстоятельствах снижение МО «Цильнинский район» размера пенсии за выслугу лет,
выплачиваемой муниципальным служащим за счет
средств местного бюджета в качестве дополнительной выплаты к трудовой пенсии по
старости, и придание данному решению обратной силы являлось обоснованным и не
противоречащим вышеуказанным положениям действующего законодательства.
Доводы прокурора относительно
ухудшения положения истца решением Совета депутатов муниципального образования
от 13.04.2015 № 197 являются несостоятельными, поскольку пенсия за выслугу лет
с применением коэффициента 2,8 истцу Мулякову Н.В. никогда не назначалась и не
выплачивалась.
С учетом позиции
администрации МО «Цильнинский район», признающей за истцом право на получение
пенсии за выслугу лет с применением коэффициента 1, размер пенсии за выслугу
лет Мулякова Н.В. за период с 21.01.2014 по 30.04.2015 составит *** руб. (*** руб. х 15 мес. 11
дней).
В силу изложенного
решение суда подлежит изменению в части размера взысканной в пользу Мулякова
Н.В. задолженности, он подлежит снижению до *** руб., с выплатой задолженности за
счет бюджета МО «Цильнинский район».
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 01 июля 2015 года изменить, снизить денежную сумму,
подлежащую взысканию с муниципального учреждения администрации Муниципального
образования «Цильнинский район» Ульяновской области в пользу Мулякова Н*** В*** до ***
рублей *** копейки.
Председательствующий
Судьи: