Судебный акт
Оспаривание отказа в предоставлении земельного участка ребенку-инвалиду
Документ от 01.09.2015, опубликован на сайте 18.09.2015 под номером 53913, 2-я гражданская, об обеспечении инвалида земельным участком, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Петрова И.И.                                                                       Дело № 33-3662/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             01 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Полуэктовой С.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Русаковой И.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мирзахаловой М*** И*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 мая 2015 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах ребенка-инвалида Мирзахалова Д*** Р***, к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выделении земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, обязании выделить земельный участок для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Полуэктовой С.К., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего М*** Д.Р. к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выделении земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, возложении обязанности выделить М*** Д.Р., как ребенку-инвалиду, земельный участок для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В обоснование иска указал, что 16 января 2015 года Мирзахалова М.И., действуя в интересах несовершеннолетнего сына М*** Д.Р.,                                     *** 2008 года рождения, являющегося ребенком-инвалидом, обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения подсобного хозяйства.

В удовлетворении заявления было неправомерно отказано по причине обеспеченности семьи ребенка-инвалида учетной нормой жилья.

Не было учтено, что требуемый земельный участок нужен не для индивидуального жилищного строительства и увеличения жилой площади, а для отдыха и садоводства, что не ставится в зависимость от постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Просил признать отказ администрации города Ульяновска в выделении М*** Д.Р., как ребенку-инвалиду, земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства незаконным, обязать администрацию города Ульяновска выделить М*** Д.Р., как ребенку-инвалиду, земельный участок для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (КУГИГ администрации города Ульяновска).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мирзахалова М.И. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Жалобу мотивирует наличием прокурорской проверки соблюдения администрацией города законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что ее несовершеннолетнему сыну М*** Д.Р., являющемуся ребенком-инвалидом, неправомерно отказано в обеспечении земельным участком для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данный отказ не соответствует Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную социальную поддержку инвалидов, а также Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 17 которого предусматриваемо право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска было отозвано до рассмотрения дела по существу.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Мирзахалова М.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоба, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний сын                   Мирзахановой М.И. М*** Д***, *** 2008 года рождения, является ребенком-инвалидом.

16 января 2015 года Мирзаханова М.И., действуя в интересах несовершеннолетнего сына, обратилась в администрацию города Ульяновска                 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении   и в КУГИГ администрации города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения подсобного хозяйства в с.К*** г.Ульяновска.

Уведомлением от 17 февраля 2015 года Мирзахаловой М.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и, соответственно, в предоставлении требуемого земельного участка.

Отказывая в удовлетворении иска, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами и определил юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Выводы суда относительно того, что у М*** Д.Р. отсутствует право на предоставление земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в связи с обеспеченностью жилым помещением являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.

Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что порядок предоставления земельных участков для указанных в вышеназванной норме целей законодательно не определен, но в целом положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ регулируют права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что первоочередное право на получение земельного участка как для индивидуального жилищного строительства, так и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

По делу установлено, что семья ребенка-инвалида М*** Д.Р. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не поставлена, поскольку было установлено, что она обеспечена жильем. Общая площадь квартиры по адресу: г.Ульяновск, ул.Я***, где проживает ребенок-инвалид, составляет 58 кв.м, что значительно выше учетной нормы жилья, установленной решением Ульяновской Городской думы от 13.07.2005 № 136.

При таких обстоятельствах оснований для предоставления земельного участка не имелось.

Вопреки доводам жалобы принятое решение не нарушает права ребенка-инвалида, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и гарантии, установленные вышеприведенной части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Вместе с тем, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

В силу изложенного решение суда является правильным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 мая 2015 года,                с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 июля 2015 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мирзахаловой М*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи