УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33 – 3297/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 11 августа 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Болбиной
Л.В.
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного
фонда РФ (государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 22 мая 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Капитова К*** К***
удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ
(государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской
области включить в специальный стаж Капитова К*** К***, дающий право на
назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О
страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, периоды работы в качестве водителя автобусов
на регулярных городских пассажирских маршрутах г.Д*** с ***.2003 года по ***.2008
года и с ***.2008 года по ***.2012 года и назначить ему досрочную трудовую
пенсию по старости с ***2015 года.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца
Капитова К.К., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Капитов К.К. обратился в суд с иском к Управлению
Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г.Димитровграде и
Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в
специальный трудовой стаж и назначении
досрочной трудовой пенсии
В обоснование исковых требований указал, что он ***.2014
обратился Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и
Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной
трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых
пенсиях» от 28.12.2013 г.
№ 400-ФЗ.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области (протокол № *** от ***.2015) ему в назначении
данного вида пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой
продолжительности стажа на соответствующих
видах работ.
Считает отказ не соответствующим требованиям закона
и нарушающим его права.
Ответчик не включил в стаж период работы с ***.2003 по ***.2012
(9 лет 4 мес. 14 дней) в качестве перевозчика пассажиров на маршруте № ***,
так как правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются водители
автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских
маршрутах.
Фактически в данный период он работал водителем
автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах № *** и № *** г.Д***.
***1998 он зарегистрировался в качестве
индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – деятельность
прочего сухопутного транспорта, подчиняющегося
расписанию, и дополнительным видом деятельности – внутригородские
автобусные пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. 17.08.2002 он получил первую
лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более 8 человек, на срок до 07.08.2002 и вторую
- 18.08.2007 на срок до 18.08.2012.
Для осуществления перевозки пассажиров он заключал в
спорный период с администрацией г.Д*** договоры на организацию автотранспортных
перевозок пассажиров по г.Димитровграду по городским маршрутам № *** и № ***.
Согласно данным договорам, он осуществлял перевозку пассажиров строго по
маршрутам и расписанию, согласно утвержденному паспорту маршрута. Отнесение
автобусных маршрутов № *** и № *** к сети регулярных пассажирских перевозок на
территории г.Д*** подтверждается Постановлением администрации г.Д*** № *** от ***.2012.
Перевозки пассажиров он осуществлял самостоятельно, т.е. работал водителем на
собственном автобусе. Другими
перевозками он в данный период не занимался. Он работал водителем полный
рабочий день не менее 80 % рабочего времени кроме 1 месяца 22 дней, когда им не
отрабатывался фонд рабочего времени.
Следовательно, с учетом спорного периода стаж в
качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, на
день обращения за пенсией у него составил 23 года 11 месяцев 7 дней. Пенсия
должна быть назначена ему с ***.2015, т.е. со дня приобретения права на нее.
С учетом уточненных исковых требований окончательно
просил суд обязать Управление Пенсионного фонда
РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области
включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по
старости, периоды работы с ***.2003 по ***.2008
и с ***.2008 г. по ***2012 г. в качестве водителя автобусов на регулярных
городских пассажирских маршрутах г.Д***; обязать ответчика назначить ему пенсию
по п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»
от 28.12.2013 № 400-ФЗ с ***.2015 года.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд
постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление
Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как
вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Считает, что суд
необоснованно зачел в стаж Капитова К.К. дни, когда он не работал. Кроме того,
указывает, что представленные путевые листы бесспорно не подтверждают работу истца водителем
внутригородского регулярного маршрута, поскольку вызывают сомнения в их
подлинности. Все основные показатели не соответствуют действительным
показателям, (это и показания одометра, время выезда из гаража и возврат, это и
проставление печатей врачей, которые не могли проводить предрейсовые медицинские осмотры, а также отсутствие
отметок медицинских работников ООО П***», с которыми был заключен договор на
проведение предрейсового медицинского осмотра). Более того, суд не учел, что
договора, заключенные Администрацией г.
Д*** с Капитовым К.К. – это лишь доказательство того, что он (истец) являлся организатором маршрута, но не
водителем.
В возражениях на жалобу Капитов К.К. просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную
жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке являются в том числе недоказанность
установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В
соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях»
от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ трудовая
пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лет мужчинам по достижении возраста 55 лет,
если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на
регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой
стаж не менее 25 лет.
Подпунктом 10
пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до
31.12.2014, было предусмотрено, что
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7
настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если
они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на
регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой
стаж не менее 25 лет.
Из материалов дела следует, что Капитов К.К., ***1960 года
рождения, ***.2014 обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ
(государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии старости в
соответствии с п.п. 10 и 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №
400-ФЗ.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском
районе (протокол № *** от ***.2015) Капитову К.К. в назначении данного вида
пенсии отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ответчика, продолжительность стажа
на соответствующих видах работ Капитова К.К. на ***.2015 составила 14 лет 8
месяцев 15 дней; страховой стаж - 35 лет 8 месяцев 2 дня.
При этом в специальный стаж истца комиссия не включила
период его работы с ***2003 по ***.2013 (10 лет 8 мес. 27 дней) в качестве
перевозчика пассажиров на маршруте ***, так как правом на досрочное пенсионное
обеспечение пользуются водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных
городских пассажирских маршрутах.
Признавая решение пенсионного органа в части не включения истцу в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с ***.2003 по ***.2008 и с ***.2008 по ***.2012,
обязывая зачесть указанные периоды в специальный стаж истца, суд, дав неверную
оценку представленным доказательствам безосновательно установил факт работы
истца в указанные периоды водителем
автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах г. Д***, обязав
ответчика назначить Капитову К.К. досрочную трудовую пенсию по старости с
момента его обращения в пенсионный орган. В силу этого решение суда подлежит
отмене.
В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам № 016 от 27.08.1986, наименования
профессий водитель до 01.01.1996 указывались без уточнения на регулярные
городские пассажирские маршруты.
В силу Закона РФ «О
внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 2294-1 от 06.02.1992 (утратил силу
с принятием Закона № 173-ФЗ), ст.12 Закона была дополнена п. «к» следующего содержания: на назначении
пенсии мужчинам по достижении 55 лет и
женщинам – по достижении 50 лет, если
они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на
регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет
и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст.10 Закона».
С указанного периода
профессия водитель была переименована на «водитель автобусов всех типов на регулярных городских
пассажирских маршрутах».
В силу п.1.2.2 Положения об обеспечении безопасн7ости
перевозок пассажиров автобусами,
утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ № « от 08.01.1997, автобусный
маршрут – это установленный в процессе организации перевозок путь следования
автобусов между начальным и конечными
пунктами, а регулярными, в соответствии с п.1.2.3.1, признаются
перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному
маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом
остановках.
Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981,
предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские,
пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в
пределах черты города (другого населенного пункта).
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии
со ст.27, 28ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются
периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными
актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд
РФ.
Для приобретения права на досрочное назначение данного вида
пенсии водителя автобусов необходимо документально подтвердить, что они
постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени,
осуществляли перевозки на регулярных городских маршрутах.
Согласно п.2 Порядка подтверждения специального трудового
стажа водителей автобусов, трудившихся
на регулярных городских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения РФ № 1-2110-15 от
01.06.1992, подтверждение специального трудового стажа возможно на основании
следующих документов : 2.1 приказов о назначении на работу водителя автобуса
регулярных городских пассажирских маршрутов; 2.2. путевых листов; 2.3 при отсутствии
приказов и путевых листов – справок предприятий с указанием документальных
оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату,
коллективных договоров и др).
Из материалов дела следует, что Капитов К.К. с ***.1998
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом
деятельности – деятельность прочего сухопутного транспорта, подчиняющегося
расписанию и дополнительным видом
деятельности – внутригородские
автобусные пассажирские
перевозки, подчиняющиеся расписанию. В период с
17.08.2002 по 18.08.2012 ему выдавались лицензии на перевозку пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Также в оспариваемый период истцом с администрацией города Д*** заключались договора на
организацию автотранспортных перевозок пассажиров по г. Д*** (договора от
04.04.2003, 11.07.2005, дополнительные соглашения от 17.08.2007, 25.01.2010).
Предметом указанных договоров являлась
перевозка транспортом общего пользования
с заключением договора с пассажиром
(выдача билетов).
График движения по маршруту, паспорта автобусного маршрута
разрабатывались и утверждались самим
Капитовым К.К., что подтверждено представленными копиями указанных
документов.
Как пояснил в суде апелляционной инстанции Капитов К.К.,
являясь индивидуальным предпринимателем, имея лицензию на перевозку пассажиров
автомобильным транспортом вместимостью более 8 мест, заключив с администрацией
города договор на организацию пассажирских перевозок, он фактически
был организатором маршрута, на котором работали еще около 8 водителей на своих
автомашинах. Каждое утро они согласовывали, кто в какую смену будет работать,
оговаривали время отдыха и приема пищи.
Полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, Капитов К.К. утверждал, что он, имея в собственности
автомашину Г*** («Г***») на 15 мест,
ежедневно сам выезжал на маршрут, т.е. осуществлял регулярные
внутригородские перевозки в качестве водителя автобуса.
Однако вышеназванными документами факт того, что истец в спорный период лично
выполнял обязанности водителя автобуса
на регулярных городских маршрутах г. Димитровграда, не подтвержден.
Как указывалось выше, истец в спорный период являлся
индивидуальным предпринимателем, т.е. фактически сам себе устанавливал трудовой
распорядок.
Более того, истец с 05.07.2001 зарегистрирован в системе
обязательного пенсионного страхования. В
соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, утв. Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258,
периода работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по
старости, подтверждается после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно подпункту Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» в индивидуальном лицевом счете застрахованного должны указываться периоды работы застрахованного лица, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости.
В выписке из индивидуального лицевого счета Капитова К.К.
сведения о работе за оспариваемый период
квалифицированы общими условиями.
Документального подтверждения того, что в период с ***.2003 по ***.2012 он работал
водителем автобуса на регулярном
внутригородском пассажирском
маршруте, в частности приказов о принятии на должность водителя, лицевых
счетов о начислении заработной платы и т.д., не имеется.
Представленные же истцом путевые листы за период с 2003 по
2012 годы однозначно не свидетельствуют о том, что истец более 80% рабочего
времени занимался пассажирскими
перевозками на регулярном внутригородском автобусном маршруте, поскольку не
содержат объективной информации о выполняемой истцом трудовой функции. Так, в
указанных путевых листах либо отсутствует подпись мед.работника,
допустившего истца на маршрут, либо
имеется подпись врача, который не являлся работником ООО поликлиники «Л***», с
которым у истца был заключен договор на прохождение предрейсового осмотра. Во
все путевых листах указано одно и то же время выезда и возвращение автомашины с
маршрута, фактически одни и те же показания одометра, т.е. количество
километров, которые проехала автомашина.
Доводы истца о том,
что как индивидуальный предприниматель он мог и не проходить предрейсовый
осмотр, не могут быть приняты во внимание поскольку выезжая на линию он
фактически является водителем, и все оформленные им путевые листы имели отметку
врача о том, что выезд разрешен, однако в них либо отсутствовала подпись врача,
либо имелась подпись врача, который не имел права этого делать.
Более того, в деле отсутствуют и доказательства того, что
маршруты № *** и № *** в г. Д***, которые обслуживал истец, являлись регулярными автобусными
городскими маршрутами.
Ссылка истца и его представителя на Постановление Главы города Димитровграда от 15.10.2012 № *** как на документ,
подтверждающий то, что указанные маршруты относятся к регулярным внутригородским
маршрутам не состоятельна.
Указанное Постановление
«Об утверждении маршрутной сети регулярных перевозок на территории
муниципального образования «Город Д***» Ульяновской области» было принято
15.10.2012, т.е. маршруты № *** и № *** были отнесены к регулярным
внутригородским маршрутам, уже после оспариваемого периода.
Таким образом, при отсутствии документального подтверждения
постоянной занятости Капитова К.К в течение полного рабочего дня, т.е. не
менее 80% рабочего времени, перевозкой
на регулярных городских маршрутах, правовых оснований к зачету в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
периодов работы истца с ***.2003 по ***.2008 и ***.2008 по ***.2012 не имеется.
Поскольку на момент обращения Капитова К.К. специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости составил 14 лет 8 мес. 15 дней, т.е.
менее требуемого 20 лет, исковые требования об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по
старости с 15.01.2015 удовлетворению не
подлежат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 22 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Капитова К*** К*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.
Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов
работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
отказать.
Председательствующий
Судьи