Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О зачете в специальный стаж периодов работы водителем автобуса, назначении досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 11.08.2015, опубликован на сайте 28.08.2015 под номером 53689, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и понуждении к назначению пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                               Дело № 33 – 3297/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                         11 августа 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Капитова К*** К*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Капитова К*** К***, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от  28.12.2013 г.  № 400-ФЗ, периоды работы в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах г.Д*** с ***.2003 года по ***.2008 года и с ***.2008 года по ***.2012 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ***2015 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Капитова К.К., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Капитов К.К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный  трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии

В обоснование исковых требований указал, что он ***.2014 обратился Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»  от  28.12.2013 г.  № 400-ФЗ.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области (протокол № *** от ***.2015) ему в назначении данного вида пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности  стажа на соответствующих видах работ.

Считает отказ не соответствующим требованиям закона и нарушающим его права.

Ответчик не включил в стаж период работы с ***.2003  по ***.2012  (9 лет 4 мес. 14 дней) в качестве перевозчика пассажиров на маршруте № ***, так как правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Фактически в данный период он работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах № *** и № *** г.Д***.

***1998 он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – деятельность прочего сухопутного транспорта, подчиняющегося  расписанию, и дополнительным видом деятельности – внутригородские автобусные пассажирские перевозки, подчиняющиеся  расписанию. 17.08.2002 он получил первую лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на срок до 07.08.2002  и  вторую - 18.08.2007  на срок до 18.08.2012.

Для осуществления перевозки пассажиров он заключал в спорный период с администрацией г.Д*** договоры на организацию автотранспортных перевозок пассажиров по г.Димитровграду по городским маршрутам № *** и № ***. Согласно данным договорам, он осуществлял перевозку пассажиров строго по маршрутам и расписанию, согласно утвержденному паспорту маршрута. Отнесение автобусных маршрутов № *** и № *** к сети регулярных пассажирских перевозок на территории г.Д*** подтверждается Постановлением администрации г.Д*** № *** от ***.2012. Перевозки пассажиров он осуществлял самостоятельно, т.е. работал водителем на собственном автобусе.  Другими перевозками он в данный период не занимался. Он работал водителем полный рабочий день не менее 80 % рабочего времени кроме 1 месяца 22 дней, когда им не отрабатывался фонд рабочего времени.

Следовательно, с учетом спорного периода стаж в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, на день обращения за пенсией у него составил 23 года 11 месяцев 7 дней. Пенсия должна быть назначена ему с ***.2015, т.е. со дня приобретения права на нее.

С учетом уточненных исковых требований окончательно просил суд обязать Управление Пенсионного фонда  РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды  работы с ***.2003 по ***.2008 и с ***.2008 г. по ***2012 г. в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах г.Д***; обязать ответчика назначить ему пенсию по п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»  от  28.12.2013  № 400-ФЗ с ***.2015 года.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Считает, что суд необоснованно зачел в стаж Капитова К.К. дни, когда он не работал. Кроме того, указывает, что представленные путевые листы бесспорно  не подтверждают работу истца водителем внутригородского регулярного маршрута, поскольку вызывают сомнения в их подлинности. Все основные показатели не соответствуют действительным показателям, (это и показания одометра, время выезда из гаража и возврат, это и проставление печатей врачей, которые не могли проводить предрейсовые  медицинские осмотры, а также отсутствие отметок медицинских работников ООО П***», с которыми был заключен договор на проведение предрейсового медицинского осмотра). Более того, суд не учел, что договора,  заключенные Администрацией г. Д*** с Капитовым К.К. – это лишь доказательство того, что он  (истец) являлся организатором маршрута, но не водителем.

В возражениях на жалобу Капитов К.К. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика -  без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от  28.12.2013 г. № 400-ФЗ трудовая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31.12.2014,  было предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Из материалов дела следует, что Капитов К.К., ***1960 года рождения,  ***.2014 обратился  в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии старости в соответствии с п.п. 10 и 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе (протокол № *** от ***.2015) Капитову К.К. в назначении данного вида пенсии отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности  стажа на соответствующих видах работ.

Согласно решению ответчика, продолжительность стажа на соответствующих видах работ Капитова К.К. на ***.2015 составила 14 лет 8 месяцев 15 дней; страховой стаж - 35 лет 8 месяцев 2 дня.

При этом в специальный стаж истца комиссия не включила период его работы с ***2003 по ***.2013 (10 лет 8 мес. 27 дней) в качестве перевозчика пассажиров на маршруте ***, так как правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Признавая решение пенсионного органа в части  не включения истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  периодов работы  с ***.2003 по ***.2008 и с ***.2008 по ***.2012, обязывая зачесть указанные периоды в специальный стаж истца, суд, дав неверную оценку представленным доказательствам безосновательно установил факт работы истца в указанные периоды водителем  автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах г. Д***, обязав ответчика назначить Капитову К.К. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный орган. В силу этого решение суда подлежит отмене.

В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам № 016 от 27.08.1986, наименования профессий водитель до 01.01.1996 указывались без уточнения на регулярные городские пассажирские маршруты.

В силу  Закона РФ «О внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 2294-1 от 06.02.1992 (утратил силу с принятием Закона № 173-ФЗ), ст.12 Закона была дополнена п. «к»  следующего содержания: на назначении пенсии  мужчинам по достижении 55 лет и женщинам – по достижении  50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст.10 Закона». 

С указанного периода  профессия водитель была переименована на «водитель  автобусов всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах».

В силу п.1.2.2 Положения об обеспечении безопасн7ости перевозок пассажиров  автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ № « от 08.01.1997, автобусный маршрут – это установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечными  пунктами, а регулярными, в соответствии с п.1.2.3.1, признаются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.

Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981, предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если  иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Для приобретения права на досрочное назначение данного вида пенсии водителя автобусов необходимо документально подтвердить, что они постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени, осуществляли перевозки на регулярных городских маршрутах.

Согласно п.2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей  автобусов, трудившихся на регулярных городских маршрутах, согласованного с Министерством  социальной защиты населения РФ № 1-2110-15 от 01.06.1992, подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов : 2.1 приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; 2.2. путевых листов; 2.3 при отсутствии приказов и путевых листов – справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др).

Из материалов дела следует, что Капитов К.К. с ***.1998 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – деятельность прочего сухопутного транспорта, подчиняющегося расписанию и дополнительным видом  деятельности – внутригородские  автобусные  пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. В период с  17.08.2002 по 18.08.2012 ему выдавались лицензии  на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Также в оспариваемый период истцом с администрацией  города Д*** заключались договора на организацию автотранспортных перевозок пассажиров по г. Д*** (договора от 04.04.2003, 11.07.2005, дополнительные соглашения от 17.08.2007, 25.01.2010). Предметом указанных договоров  являлась перевозка  транспортом общего пользования с заключением  договора с пассажиром (выдача билетов).

График движения по маршруту, паспорта автобусного маршрута разрабатывались и утверждались самим  Капитовым К.К., что подтверждено представленными копиями указанных документов.

Как пояснил в суде апелляционной инстанции Капитов К.К., являясь индивидуальным предпринимателем, имея лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 мест, заключив с администрацией города  договор на  организацию пассажирских перевозок, он фактически был организатором маршрута, на котором работали еще около 8 водителей на своих автомашинах. Каждое утро они согласовывали, кто в какую смену будет работать, оговаривали время отдыха и приема пищи.

Полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Капитов К.К. утверждал, что он, имея в собственности автомашину Г*** («Г***») на 15 мест,  ежедневно сам выезжал на маршрут, т.е. осуществлял регулярные внутригородские перевозки в качестве водителя автобуса.

Однако вышеназванными документами  факт того, что истец в спорный период лично выполнял обязанности водителя  автобуса на регулярных городских маршрутах г. Димитровграда, не подтвержден.

Как указывалось выше, истец в спорный период являлся индивидуальным предпринимателем, т.е. фактически сам себе устанавливал трудовой распорядок.

Более того, истец с 05.07.2001 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.  В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии  по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258, периода работы, дающей право на досрочное  назначение  трудовой пенсии по старости, подтверждается после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.  

Согласно подпункту Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  в индивидуальном лицевом счете  застрахованного должны указываться  периоды работы застрахованного лица, дающей право  на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости.

В выписке из индивидуального лицевого счета Капитова К.К. сведения о работе за оспариваемый  период квалифицированы общими условиями.

Документального подтверждения того, что  в период с ***.2003 по ***.2012 он работал водителем автобуса на регулярном  внутригородском пассажирском  маршруте, в частности приказов о принятии на должность водителя, лицевых счетов о начислении заработной платы и т.д., не имеется.  

Представленные же истцом путевые листы за период с 2003 по 2012 годы однозначно не свидетельствуют о том, что истец более 80% рабочего времени  занимался пассажирскими перевозками на регулярном внутригородском автобусном маршруте, поскольку не содержат объективной информации о выполняемой истцом трудовой функции. Так, в указанных путевых листах либо отсутствует подпись мед.работника, допустившего  истца на маршрут, либо имеется подпись врача, который не являлся работником ООО поликлиники «Л***», с которым у истца был заключен договор на прохождение предрейсового осмотра. Во все путевых листах указано одно и то же время выезда и возвращение автомашины с маршрута, фактически одни и те же показания одометра, т.е. количество километров, которые проехала автомашина.

Доводы  истца о том, что как индивидуальный предприниматель он мог и не проходить предрейсовый осмотр, не могут быть приняты во внимание поскольку выезжая на линию он фактически является водителем, и все оформленные им путевые листы имели отметку врача о том, что выезд разрешен, однако в них либо отсутствовала подпись врача, либо имелась подпись врача, который не имел права этого делать.

Более того, в деле отсутствуют и доказательства того, что маршруты № *** и № *** в г. Д***, которые обслуживал  истец, являлись регулярными автобусными городскими маршрутами.

Ссылка истца и его представителя на  Постановление Главы города Димитровграда  от 15.10.2012 № *** как на документ, подтверждающий то, что указанные маршруты относятся к регулярным внутригородским маршрутам не состоятельна.

Указанное Постановление  «Об утверждении маршрутной сети регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Д***» Ульяновской области» было принято 15.10.2012, т.е. маршруты № *** и № *** были отнесены к регулярным внутригородским маршрутам, уже после оспариваемого периода.

Таким образом, при отсутствии документального подтверждения постоянной занятости Капитова    К.К  в течение полного рабочего дня, т.е. не менее  80% рабочего времени, перевозкой на регулярных городских маршрутах, правовых оснований к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов  работы истца  с ***.2003 по ***.2008 и ***.2008  по ***.2012 не имеется.

Поскольку на момент обращения Капитова К.К.  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 14 лет 8 мес. 15 дней, т.е. менее требуемого 20 лет, исковые требования об обязании ответчика назначить  истцу досрочную трудовую пенсию по старости  с 15.01.2015 удовлетворению не подлежат.     

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Капитова К*** К*** к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи