УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Грачева Т.Л. Дело
№ 33-770/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 03
марта 2015 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Кинчаровой
О.Е. и Нефёдова О.Н.,
при секретаре Бешановой
Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Анакиной Т*** Л*** на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2014 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
заявления Анакиной Т*** Л*** о признании действий Управления Федеральной
миграционной службы по Ульяновской области незаконными отказать.
Заслушав доклад
судьи Нефёдова О.Н., объяснения Анакиной Т.Л., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Анакина Т.Л.
обратилась в суд с заявлением об оспаривании утвержденного ВрИО начальника УФМС
России по Ульяновской области 28.05.2014 заключения служебной проверки и
действий по изъятию у нее паспорта гражданина Российской Федерации.
Требования
мотивировала тем, что указанным заключением установлено отсутствие у нее
гражданства Российской Федерации, а оформленный ей 04.05.2005 паспорт
гражданина РФ серии *** № *** признан выданным в нарушение установленного
порядка. Данные действия полагает незаконными. При этом указывает, что родилась
*** в г. Т*** Узбекской ССР. Ее родители и она сама являются русскими по
национальности. Поскольку родители родились на территории Российской Федерации
и собирались переезжать на постоянное место жительство в Россию, она обратилась
в Посольство РФ в г.Ташкенте и в 1999 году в установленном порядке приобрела
гражданство РФ.
22.12.2004 снялась с
регистрационного учета по месту жительства в г.Т*** Республики Узбекистан и 25.12.2004
выехала на постоянное место жительства в Россию. 04.05.2005 ей был выдан
паспорт гражданина РФ серия *** №***. С момента прибытия в РФ она имеет постоянное
место жительства: с 04.05.2005 по 17.11.2007 была зарегистрирована по адресу:
г. Ульяновск, ул.К***, д. ***, кв. ***; с 28.11.2007 по настоящее время
зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, д. ***, кв.12.
24.01.2014 в связи с
изменением фамилии при вступлении в брак ей выдан новый паспорт гражданина РФ
серия *** номер ***, изъятый 12.08.2014.
Рассмотрев по
существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Анакина Т.Л. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления.
Ссылаясь на Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828, и Административный
регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной
услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету
паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской
Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России
от 28.12.2006 №1105, полагает, что УФМС России по Ульяновской области при
замене ей паспорта не вправе было проводить проверку законности первоначального
документирования паспортом.
Пунктом 51 Положения
о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного
Указам Президента РФ от 14.11.2002 №1325, установлено, что проведение проверок
законности выдачи лицу паспорта возможно лишь при возникновении сомнений в
подлинности или обоснованности выдачи такового документа. В её – Анакиной Т.Л.
– случае таковых оснований для проведения проверки не имелось. До проведения
проверки она четыре раза документировалась паспортом, в том числе дважды ей
выдавался загранпаспорт.
Обращает внимание,
что консульский департамент МИД России неоднократно указывал на неполноту
сведений, содержащихся в его базе данных на лиц, приобретших гражданство
Российской Федерации. Согласно письму УВД Заволжского района г. Ульяновска от
15.03.2005 поданные Анакиной Т.Л. документы для проверки принадлежности к
гражданству РФ были оформлены и отправлены для принятия решения в ПВУ УВД
Ульяновской области. В форме 1П имеется отметка о наличии заключения УВД
Ульяновской области от 01.04.2005 и указание на статью 5 Федерального закона «О
гражданстве Российской Федерации», согласно которой гражданами Российской
Федерации объявляются лица, имеющие данное гражданство на день вступления в
силу указанного Федерального закона. В этой связи полагает, что ее
принадлежность к гражданству Российской Федерации была установлена, и
доказательств обратного, в том числе, доказательств использования заявителем
подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, УФМС России по
Ульяновской области не предоставлено.
Полагает, что
сохранение у нее гражданства Республики Узбекистан не имеет значения, поскольку
согласно статье 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин
РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией
только как гражданин Российской Федерации; приобретение гражданином РФ иного
гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
В жалобе также
приводятся аналогичные изложенным в заявлении доводы относительно оформления
Анакиной Т.Л. гражданства в посольстве РФ в г.Ташкенте в 1999 году, и ссылки на
наличие у нее устойчивой правовой связи с государством.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное
заседание представителя УФМС России по Ульяновской области, извещенного о
времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
В силу статьи 30
Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на
территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и
надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Указом Президента РФ
от 14.11.2002 №1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации, устанавливающее порядок рассмотрения
заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и
отмены решений по указанным вопросам.
Согласно пункту 51
названного Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего
гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное),
возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа,
а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у
лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется
проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия
соответствующих обстоятельств.
После получения
необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о
результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о
наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки
сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом
(пункт 52 Положения).
Как следует из
материалов дела и установлено судом первой инстанции, Анакина Т*** Л***
родилась *** в г. Т*** Республики Узбекистан.
С 03.09.2004 по
05.09.2004 она по паспорту гражданина Республики Узбекистан серии *** № ***
была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, д.
***, кв. ***.
04.05.2005 УВД
Заволжского района г. Ульяновска Анакина Т.Л. документирована паспортом
гражданина Российской Федерации серии *** №*** и зарегистрирована по месту
жительства по вышеуказанному адресу.
После заключения
05.10.2013 брака с А*** Н.Н. и переменой фамилии Анакина Т.Л. обратилась в
отделение УФМС России по Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением о
замене паспорта гражданина Российской Федерации.
24.01.2014 ей был
выдан на фамилию «А***» паспорт серии *** №***.
Заключением служебной
проверки, утвержденным ВрИО начальника УФМС России по Ульяновской области
28.05.2014, установлено, что у Анакиной Т.Л. отсутствует гражданство Российской
Федерации; оформленный на ее имя паспорт гражданина Российской Федерации серии ***
№ *** признан выданным в нарушение установленного порядка.
По акту от
12.08.2014 ранее выданный паспорт гражданина РФ серии *** №*** у Анакиной Т.Л.
был изъят.
Отказывая в
удовлетворении требований об оспаривании заключения служебной проверки и
действий должностных лиц УФМС России по Ульяновской области по изъятию
паспорта, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых
оснований для выдачи Анакиной Т.Л. в 2005 и 2014 гг. паспорта гражданина
Российской Федерации, так как заявительница не является гражданкой Российской
Федерации.
Судебная коллегия с
указанным выводом суда соглашается, находит его правильным, поскольку он
соответствует обстоятельствам дела.
Приведенные в
апелляционной жалобе доводы основанием для отмены решения являться не могут.
Согласно части 1
статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации
приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является
единым и равным независимо от оснований приобретения.
В графе 8 заявления
Анакиной Т.Л. от 29.04.2005 о выдаче (замене) паспорта по форме №1П имеется
запись «гр. Узбекистана – гр. РФ ст. 5 п. «а», ст. 18»; на оборотной стороне в
графе «Другие сведения» проставлена запись «заключ. УВД от 01.04.2005».
В соответствии со статьей
5 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской
Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона (01.01.2002).
Статьей 18 ранее
действовавшего Закона РФ от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской
Федерации» регулировался порядок приобретения гражданства в порядке
регистрации.
Согласно указанной
статье, в частности, в порядке регистрации гражданство Российской Федерации
приобретают:
а) лица, у которых
супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином
Российской Федерации;
б) лица, у которых
на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской
Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти
лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших
граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей
гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего
возраста;
г) граждане бывшего
СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а
также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6
февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании
приобрести гражданство Российской Федерации;
д) лица без
гражданства, на день вступления в силу этого Закона постоянно проживающие на
территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших
в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение
одного года после вступления в силу этого Закона заявят о своем желании
приобрести гражданство Российской Федерации;
е) иностранные
граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они
сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в
российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного
года после вступления в силу этого Закона заявят о своем желании приобрести
гражданство Российской Федерации.
В объяснении при
проведении служебной проверки Анакина Т.Л. указала, что гражданство РФ было
приобретено ею при обращении в Посольство Российской Федерации в Республике
Узбекистан в г. Ташкенте в 1999 году.
Однако в отделе УФМС
России по Ульяновской области в г. Ульяновске справка о приобретении Анакиной
Т.Л. гражданства Российской Федерации отсутствует.
По информации отдела
по вопросам гражданства УФМС России по Ульяновской области сведения о
приобретении Анакиной Т.Л. гражданства Российской Федерации отсутствуют, в
установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской
Федерации в УФМС России по Ульяновской области она не обращалась.
Согласно ответу МИД
России о результатах проверки приобретения гражданства в отношении Анакиной
Т.Л. записей не обнаружено. На направленный в Посольство Российской Федерации в
Республике Узбекистан запрос о подтверждении факта приобретения Анакиной Т.Л.
гражданства Российской Федерации получен ответ об отсутствии в электронной базе
данных по гражданству сведений в отношении Анакиной Т.Л., и о передаче
бумажного архива за 1991-2006 гг. в Архив внешний политики
Историко-документального департамента МИД России.
В Архиве внешней
политики Российской Федерации МИД России сведений о приобретении гражданства
Анакиной Т.Л. по фонду Консульского отдела Посольства России в Узбекистане за
1999 год также не обнаружено.
Таким образом,
доказательства того, что Анакина Т.Л. обращалась в компетентные органы с
заявлением о приобретении гражданства в порядке ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991
№1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», отсутствуют.
При таких
обстоятельствах оснований для признания неправильными выводов УФМС России по
Ульяновской области, изложенных в заключении служебной проверки, у суда первой
инстанции не имелось.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что УФМС России по Ульяновской области не вправе было проводить
проверку, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании
приведенных выше предписаний утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002
№1325 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации.
Доводы жалобы о том,
что Анакина Т.Л. до проведения проверки четырежды документировалась паспортом
гражданина РФ (в том числе, дважды – загранпаспортом) не могут служить
основанием для отмены решения, поскольку сам факт выдачи паспорта не
свидетельствует о приобретении гражданства Российской Федерации.
Как правильно
указано в решении, нормативные правовые акты об основном документе,
удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что
паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации,
только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на
соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка. При
этом паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан лицу, имеющему
гражданство Российской Федерации. Следовательно, паспорт, не соответствующий
этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и
гражданство Российской Федерации.
Судебная коллегия не
может согласиться с доводами о том, что сохранение у Анакиной Т.Л. гражданства
Республики Узбекистан не имеет правового значения.
Действительно,
согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное
гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин
Российской Федерации; приобретение гражданином Российской Федерации иного
гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Как следует из
материалов дела, паспорт гражданина Республики Узбекистан серии *** № ***,
действительный до 21.02.2022, был выдан Анакиной Т.Л. Ч*** РУВД г. Т*** 09.03.2002,
то есть после якобы имевшего место, со слов заявительницы, обращения в
Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан в г. Ташкенте в 1999
году.
Статьей 10 Закона
Республики Узбекистан от 02.07.1992 «О гражданстве Республики Узбекистан»
устанавливается непризнание за гражданином Республики Узбекистан принадлежности
к гражданству иностранного государства.
Согласно статье 17
указанного Закона Республики Узбекистан условием принятия в гражданство
Республики Узбекистан является отказ от иностранного гражданства.
В силу изложенного,
само по себе получение Анакиной Т.Л. в 2002 году паспорта гражданина Республики
Узбекистан исключают возможность приобретения ею до этого гражданства
Российской Федерации, поскольку в противном случае она не могла быть
документирована паспортом гражданина Республики Узбекистан.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Анакиной Т*** Л*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи