Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание заключения УФМС
Документ от 03.03.2015, опубликован на сайте 10.03.2015 под номером 50567, 2-я гражданская, об обжаловании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                Дело № 33-770/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          03 марта 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Анакиной Т*** Л*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Анакиной Т*** Л*** о признании действий Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области незаконными отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Анакиной Т.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Анакина Т.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании утвержденного ВрИО начальника УФМС России по Ульяновской области 28.05.2014 заключения служебной проверки и действий по изъятию у нее паспорта гражданина Российской Федерации.

Требования мотивировала тем, что указанным заключением установлено отсутствие у нее гражданства Российской Федерации, а оформленный ей 04.05.2005 паспорт гражданина РФ серии *** № *** признан выданным в нарушение установленного порядка. Данные действия полагает незаконными. При этом указывает, что родилась *** в г. Т*** Узбекской ССР. Ее родители и она сама являются русскими по национальности. Поскольку родители родились на территории Российской Федерации и собирались переезжать на постоянное место жительство в Россию, она обратилась в Посольство РФ в г.Ташкенте и в 1999 году в установленном порядке приобрела гражданство РФ.

22.12.2004 снялась с регистрационного учета по месту жительства в г.Т*** Республики Узбекистан и 25.12.2004 выехала на постоянное место жительства в Россию. 04.05.2005 ей был выдан паспорт гражданина РФ серия *** №***. С момента прибытия в РФ она имеет постоянное место жительства: с 04.05.2005 по 17.11.2007 была зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, ул.К***, д. ***, кв. ***; с 28.11.2007 по настоящее время зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, д. ***, кв.12.

24.01.2014 в связи с изменением фамилии при вступлении в брак ей выдан новый паспорт гражданина РФ серия *** номер ***, изъятый 12.08.2014.

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Анакина Т.Л. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления. Ссылаясь на Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828, и Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 28.12.2006 №1105, полагает, что УФМС России по Ульяновской области при замене ей паспорта не вправе было проводить проверку законности первоначального документирования паспортом.

Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указам Президента РФ от 14.11.2002 №1325, установлено, что проведение проверок законности выдачи лицу паспорта возможно лишь при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такового документа. В её – Анакиной Т.Л. – случае таковых оснований для проведения проверки не имелось. До проведения проверки она четыре раза документировалась паспортом, в том числе дважды ей выдавался загранпаспорт.

Обращает внимание, что консульский департамент МИД России неоднократно указывал на неполноту сведений, содержащихся в его базе данных на лиц, приобретших гражданство Российской Федерации. Согласно письму УВД Заволжского района г. Ульяновска от 15.03.2005 поданные Анакиной Т.Л. документы для проверки принадлежности к гражданству РФ были оформлены и отправлены для принятия решения в ПВУ УВД Ульяновской области. В форме 1П имеется отметка о наличии заключения УВД Ульяновской области от 01.04.2005 и указание на статью 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой гражданами Российской Федерации объявляются лица, имеющие данное гражданство на день вступления в силу указанного Федерального закона. В этой связи полагает, что ее принадлежность к гражданству Российской Федерации была установлена, и доказательств обратного, в том числе, доказательств использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, УФМС России по Ульяновской области не предоставлено.

Полагает, что сохранение у нее гражданства Республики Узбекистан не имеет значения, поскольку согласно статье 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации; приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

В жалобе также приводятся аналогичные изложенным в заявлении доводы относительно оформления Анакиной Т.Л. гражданства в посольстве РФ в г.Ташкенте в 1999 году, и ссылки на наличие у нее устойчивой правовой связи с государством.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя УФМС России по Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 №1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.

Согласно пункту 51 названного Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (пункт 52 Положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Анакина Т*** Л*** родилась *** в г. Т*** Республики Узбекистан.

С 03.09.2004 по 05.09.2004 она по паспорту гражданина Республики Узбекистан серии *** № *** была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, д. ***, кв. ***.

04.05.2005 УВД Заволжского района г. Ульяновска Анакина Т.Л. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии *** №*** и зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу.

После заключения 05.10.2013 брака с А*** Н.Н. и переменой фамилии Анакина Т.Л. обратилась в отделение УФМС России по Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации.

24.01.2014 ей был выдан на фамилию «А***» паспорт серии *** №***.

Заключением служебной проверки, утвержденным ВрИО начальника УФМС России по Ульяновской области 28.05.2014, установлено, что у Анакиной Т.Л. отсутствует гражданство Российской Федерации; оформленный на ее имя паспорт гражданина Российской Федерации серии *** № *** признан выданным в нарушение установленного порядка.

По акту от 12.08.2014 ранее выданный паспорт гражданина РФ серии *** №*** у Анакиной Т.Л. был изъят.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании заключения служебной проверки и действий должностных лиц УФМС России по Ульяновской области по изъятию паспорта, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для выдачи Анакиной Т.Л. в 2005 и 2014 гг. паспорта гражданина Российской Федерации, так как заявительница не является гражданкой Российской Федерации.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, находит его правильным, поскольку он соответствует обстоятельствам дела.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основанием для отмены решения являться не могут.

Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В графе 8 заявления Анакиной Т.Л. от 29.04.2005 о выдаче (замене) паспорта по форме №1П имеется запись «гр. Узбекистана – гр. РФ ст. 5 п. «а», ст. 18»; на оборотной стороне в графе «Другие сведения» проставлена запись «заключ. УВД от 01.04.2005».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона (01.01.2002).

Статьей 18 ранее действовавшего Закона РФ от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» регулировался порядок приобретения гражданства в порядке регистрации.

Согласно указанной статье, в частности, в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

д) лица без гражданства, на день вступления в силу этого Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу этого Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу этого Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В объяснении при проведении служебной проверки Анакина Т.Л. указала, что гражданство РФ было приобретено ею при обращении в Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан в г. Ташкенте в 1999 году.

Однако в отделе УФМС России по Ульяновской области в г. Ульяновске справка о приобретении Анакиной Т.Л. гражданства Российской Федерации отсутствует.

По информации отдела по вопросам гражданства УФМС России по Ульяновской области сведения о приобретении Анакиной Т.Л. гражданства Российской Федерации отсутствуют, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в УФМС России по Ульяновской области она не обращалась.

Согласно ответу МИД России о результатах проверки приобретения гражданства в отношении Анакиной Т.Л. записей не обнаружено. На направленный в Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан запрос о подтверждении факта приобретения Анакиной Т.Л. гражданства Российской Федерации получен ответ об отсутствии в электронной базе данных по гражданству сведений в отношении Анакиной Т.Л., и о передаче бумажного архива за 1991-2006 гг. в Архив внешний политики Историко-документального департамента МИД России.

В Архиве внешней политики Российской Федерации МИД России сведений о приобретении гражданства Анакиной Т.Л. по фонду Консульского отдела Посольства России в Узбекистане за 1999 год также не обнаружено.

Таким образом, доказательства того, что Анакина Т.Л. обращалась в компетентные органы с заявлением о приобретении гражданства в порядке ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для признания неправильными выводов УФМС России по Ульяновской области, изложенных в заключении служебной проверки, у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что УФМС России по Ульяновской области не вправе было проводить проверку, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании приведенных выше предписаний утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 №1325 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что Анакина Т.Л. до проведения проверки четырежды документировалась паспортом гражданина РФ (в том числе, дважды – загранпаспортом) не могут служить основанием для отмены решения, поскольку сам факт выдачи паспорта не свидетельствует о приобретении гражданства Российской Федерации.

Как правильно указано в решении, нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка. При этом паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан лицу, имеющему гражданство Российской Федерации. Следовательно, паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами о том, что сохранение у Анакиной Т.Л. гражданства Республики Узбекистан не имеет правового значения.

Действительно, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации; приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, паспорт гражданина Республики Узбекистан серии *** № ***, действительный до 21.02.2022, был выдан Анакиной Т.Л. Ч*** РУВД г. Т*** 09.03.2002, то есть после якобы имевшего место, со слов заявительницы, обращения в Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан в г. Ташкенте в 1999 году.

Статьей 10 Закона Республики Узбекистан от 02.07.1992 «О гражданстве Республики Узбекистан» устанавливается непризнание за гражданином Республики Узбекистан принадлежности к гражданству иностранного государства.

Согласно статье 17 указанного Закона Республики Узбекистан условием принятия в гражданство Республики Узбекистан является отказ от иностранного гражданства.

В силу изложенного, само по себе получение Анакиной Т.Л. в 2002 году паспорта гражданина Республики Узбекистан исключают возможность приобретения ею до этого гражданства Российской Федерации, поскольку в противном случае она не могла быть документирована паспортом гражданина Республики Узбекистан.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Анакиной Т*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи