Судебный акт
О предоставлении специализированного жилья
Документ от 10.02.2015, опубликован на сайте 19.02.2015 под номером 50247, 2-я гражданская, о понуждении к обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33- 540/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               10 февраля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора города Димитровграда Ульяновской области и апелляционной жалобе Труховой Н*** Ф*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 ноября 2014 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Димитровграда   в  интересах Труховой Н*** Ф*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области , Правительству Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда  о признании бездействия незаконным,  понуждении к обеспечению  жилым  помещением  по договору  найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Труховой Н.Ф.,  поддержавшей доводы жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Колгановой Е.А. полагавшей решение суда подлежащим отмене, с вынесением решения об удовлетворении требований прокурора, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда, действуя в интересах  Труховой Н.Ф.  ***1989 года  рождения, обратился в суд с иском, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда  о признании бездействия незаконным,  предоставлении жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Трухова Н.Ф. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Труховой Н.Ф. лишены родительских прав.

С 08.11.1995года по 01.09.2006год Трухова Н.Ф. воспитывалась в О*** и находилась на полном государственном обеспечении.  Выбыла на учебу в Д*** 1 сентября 2006 года.

14 августа 2013 года  истица обратилась по вопросу получения жилого помещения, где ей был выдан  перечень документов, которые необходимо собрать для постановки на учет.

В связи с тем,  что документы находились в архиве она смогла предоставить весь пакет документов в Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области лишь  в 2014 году, после чего 16 июня 2014 года включена в список детей-сирот с правом предоставления жилого помещения в г.Димитровграде Ульяновской области.

Согласно справки №*** от 28 апреля 2014года выданной Главой Администрации МО «Крестовогородищенское  сельское поселение» Трухова Н.Ф. вписана  в похозяйственную книгу по месту проживания своих родителей по адресу: Ульяновская область, Ч***. По данному адресу Трухова Н.Ф. не зарегистрирована, в установленном порядке жилье за ней не закреплено.

До настоящего времени Трухова Н.Ф. зарегистрирована по адресу нахождения О***

В настоящее время Трухова Н.Ф. проживает в г.Димитровграде на съемной квартире.   Жилье истице не предоставлено.   

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Отдела опеки и попечительства Управления образования  Администрации г.Димитровграда  по своевременному обеспечению Труховой Н.Ф. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого помещения. Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить  Трухову Н.Ф. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении  помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное,  и принять новое решение.   При этом указывает, что суд вынося решение, не принял во внимание причины, в силу которых Трухова Н своевременно не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Считает, что именно, предоставление недостоверной информации со стороны органов опеки по поводу  закрепления за Труховой Н.Ф. жилого помещения, длительное непредставление документов, находящихся в архиве препятствовали истице реализовать свое право на получение жилья, как ребенку-сироте.

В апелляционной жалобе Трухова Н.Ф. также не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять новое решение по делу. При этом автор жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам апелляционного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Трухова Н.Ф. в возрасте до 23 лет не реализовала свое право, не обратилась за постановкой на учет как нуждающейся в жилье, следовательно, она утратила право на получение меры социальной поддержки – получение специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия находит, что с выводом суда первой инстанций об отказе в иске согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суду необходимо было выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд первой инстанции ограничился лишь указанием того, что у истца не было препятствий для своевременной постановки на учет нуждающейся в жилом помещении. Однако данный вывод сделан судом без учета всех обстоятельств по делу и надлежащей оценки доказательств по делу..

Так доводы истца о том, что она была введена в заблуждение органами опеки и попечительства относительно ее жилищных условий не получил оценку в ходе судебного разбирательства.

Согласно объяснению Труховой Н.Ф., на неоднократные ее обращения  в органы опеки и попечительства, ей давались разъяснения, что за ней закреплено жилое помещение, в связи с этим, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Из личного дела Труховой Н.Ф., которое обозревалось в судебном заседании, следует, что представители О*** неоднократно направляли запрос в органы опеки Чердаклинского района, связанные с проверкой сохранности жилого помещения Труховой Н.Ф. При этом ни одного ответа в детский дом не поступило. Более того, орган опеки и попечительства Чердаклиного района представил в детский дом неверную информацию, указав, что за Труховой закреплено жилое помещение. Однако жилье за истцом в установленном порядке не закреплялось. О чем истцу стало известно при обращении в органы опеки по попечительства Чердаклинского района в августе 2013 года.

Судебная коллегия полагает, что заблуждение истца о том, что за ней закреплено жилое помещение, которое возникло в силу вышеуказанных причин, не позволили истцу своевременно встать на учет нуждающейся в жилье.

Истец после сбора необходимых документов, была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет. Поскольку при указанных обстоятельствах имелись основания  для  включения ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Следовательно, исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Труховой Н.Ф. по предоставлению жилья, подлежали удовлетворению.

Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, решение суда в части отказа требований  заявленных прокурором в интересах Труховой Н.Ф. о предоставлении жилья подлежит отмене, с вынесением нового решения, об удовлетворении требований в данной части.

Поскольку по требованиям прокурора правительство Ульяновской области и отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Димитровграда не являются надлежащими ответчиками, следовательно, в этой части судом принято правильно решение об отказе в иске.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 330 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 ноября 2014 года в части отказа в иске прокурора города Димитровграда к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отменить.

Постановить в указанной части новое решение.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, по своевременному обеспечению Труховой Н.Ф. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить  Трухову Н*** Ф*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования город «Димитровград» Ульяновской области.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи