УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кудряшева
Н.В. Дело № 33-
540/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
10
февраля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В. и Фоминой В.А.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Моисеевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному
представлению помощника прокурора города Димитровграда Ульяновской области и
апелляционной жалобе Труховой Н*** Ф*** на решение Димитровградского городского
суда Ульяновской области от 28 ноября 2014 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурору
г.Димитровграда в интересах Труховой Н*** Ф*** к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области , Правительству
Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования
администрации г.Димитровграда о
признании бездействия незаконным, понуждении
к обеспечению жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения отказать.
Заслушав
доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Труховой Н.Ф., поддержавшей доводы жалобы и апелляционного
представления, заключение прокурора Колгановой Е.А. полагавшей решение суда
подлежащим отмене, с вынесением решения об удовлетворении требований прокурора,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда, действуя в
интересах Труховой Н.Ф. ***1989 года
рождения, обратился в суд с иском, к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству
Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования
администрации г.Димитровграда о
признании бездействия незаконным,
предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что Трухова Н.Ф. относится к числу
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Труховой Н.Ф.
лишены родительских прав.
С 08.11.1995года по 01.09.2006год Трухова Н.Ф. воспитывалась
в О*** и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла на учебу в Д*** 1 сентября 2006 года.
14 августа 2013 года
истица обратилась по вопросу получения жилого помещения, где ей был
выдан перечень документов, которые
необходимо собрать для постановки на учет.
В связи с тем, что
документы находились в архиве она смогла предоставить весь пакет документов в
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области лишь в 2014 году,
после чего 16 июня 2014 года включена в список детей-сирот с правом
предоставления жилого помещения в г.Димитровграде Ульяновской области.
Согласно справки №*** от 28 апреля 2014года выданной Главой
Администрации МО «Крестовогородищенское
сельское поселение» Трухова Н.Ф. вписана
в похозяйственную книгу по месту проживания своих родителей по адресу:
Ульяновская область, Ч***. По данному адресу Трухова Н.Ф. не зарегистрирована,
в установленном порядке жилье за ней не закреплено.
До настоящего времени Трухова Н.Ф. зарегистрирована по
адресу нахождения О***
В настоящее время Трухова Н.Ф. проживает в г.Димитровграде
на съемной квартире. Жилье истице не
предоставлено.
Просил признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительства Ульяновской области, Отдела опеки и попечительства
Управления образования Администрации
г.Димитровграда по своевременному
обеспечению Труховой Н.Ф. специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого
помещения. Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области
обеспечить Трухову Н.Ф.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого
фонда по договору специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора города Димитровграда
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять новое решение. При этом указывает, что суд вынося решение,
не принял во внимание причины, в силу которых Трухова Н своевременно не встала
на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Считает, что именно, предоставление недостоверной информации
со стороны органов опеки по поводу
закрепления за Труховой Н.Ф. жилого помещения, длительное
непредставление документов, находящихся в архиве препятствовали истице
реализовать свое право на получение жилья, как ребенку-сироте.
В апелляционной жалобе Трухова Н.Ф. также не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять
новое решение по делу. При этом автор жалобы ссылается на доводы, аналогичные
доводам апелляционного представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что
Трухова Н.Ф. в возрасте до 23 лет не реализовала свое право, не обратилась за
постановкой на учет как нуждающейся в жилье, следовательно, она утратила право
на получение меры социальной поддержки – получение специализированного жилого
помещения.
Судебная коллегия находит, что с выводом суда первой
инстанций об отказе в иске согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу
четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей
до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья
по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда
они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а
также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по
окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в
учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах
семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании
службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной
поддержке, установленные Федеральным законом
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение
жилым помещением по договору социального найма, распространялись на
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до
достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по
договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило
заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения
таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом
помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации
своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на
учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред.
Федерального закона
от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом
от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение
жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей,
сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического
обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4
Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон
вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" (в редакции настоящего Федерального закона)
и Жилищного кодекса
Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)
распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона,
в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали
принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в
силу настоящего Федерального закона.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не
могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные
Федеральным законом
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они
утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой
социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся
в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе
не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в
удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого
помещения, поэтому суду необходимо было выяснить причины, в силу которых истец
своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в
жилом помещении.
Суд первой инстанции ограничился лишь указанием того, что
у истца не было препятствий для своевременной постановки на учет нуждающейся в
жилом помещении. Однако данный вывод сделан судом без учета всех обстоятельств
по делу и надлежащей оценки доказательств по делу..
Так доводы истца о том, что она была введена в заблуждение
органами опеки и попечительства относительно ее жилищных условий не получил
оценку в ходе судебного разбирательства.
Согласно объяснению Труховой Н.Ф., на неоднократные ее
обращения в органы опеки и
попечительства, ей давались разъяснения, что за ней закреплено жилое помещение,
в связи с этим, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Из личного дела Труховой Н.Ф., которое обозревалось в
судебном заседании, следует, что представители О*** неоднократно направляли
запрос в органы опеки Чердаклинского района, связанные с проверкой сохранности
жилого помещения Труховой Н.Ф. При этом ни одного ответа в детский дом не
поступило. Более того, орган опеки и попечительства Чердаклиного района
представил в детский дом неверную информацию, указав, что за Труховой
закреплено жилое помещение. Однако жилье за истцом в установленном порядке не
закреплялось. О чем истцу стало известно при обращении в органы опеки по
попечительства Чердаклинского района в августе 2013 года.
Судебная коллегия полагает, что заблуждение истца о том,
что за ней закреплено жилое помещение, которое возникло в силу вышеуказанных
причин, не позволили истцу своевременно встать на учет нуждающейся в жилье.
Истец после сбора необходимых документов, была признана
нуждающейся в жилье и поставлена на учет. Поскольку при указанных
обстоятельствах имелись основания
для включения ее в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Следовательно, исковые требования прокурора города
Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Труховой Н.Ф. по
предоставлению жилья, подлежали удовлетворению.
Федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона
не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных
жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку обязанность по
предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в
том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом,
от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Таким образом, решение суда в части отказа требований заявленных прокурором в интересах Труховой
Н.Ф. о предоставлении жилья подлежит отмене, с вынесением нового решения, об
удовлетворении требований в данной части.
Поскольку по требованиям прокурора правительство
Ульяновской области и отдел опеки и попечительства Управления образования
Администрации г. Димитровграда не являются надлежащими ответчиками,
следовательно, в этой части судом принято правильно решение об отказе в иске.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 330 ст. 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 28 ноября 2014 года в части отказа в иске прокурора города
Димитровграда к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области отменить.
Постановить в указанной части новое решение.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, по
своевременному обеспечению Труховой Н.Ф. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Трухову Н*** Ф*** специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору
найма специализированного жилого помещения на территории муниципального
образования город «Димитровград» Ульяновской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи