Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 18.11.2014, опубликован на сайте 02.12.2014 под номером 48806, 2-я гражданская, о предоставлоении жилого помещениея по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Токунов Д.В.                                                                             Дело № 33-4527/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 18 ноября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей   Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Инзенского района Ульяновской области Борисовой А.Н., апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2014 года, по  которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Волгина И*** А*** жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство). 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения истца Волгина И.А., прокурора Николаевой Н.А.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Волгина И.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Волгин И*** А***, *** 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Одинокая мать Волгина И.А. – Волгина Т.Г. решением Ленинского районного суда г.Кемерово от *** 2002 года лишена родительских прав. В настоящее время Волгин И.А. проживает по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Т***, в жилом помещении, принадлежащем С*** Г.И. Волгин И.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, *** 2014 года, однако на момент обращения в суд жилое помещение ему не предоставлено. С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Волгина Игоря Алексеевича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционном представлении помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Борисова А.Н. полагает, что решение суда не может быть признано законным, поскольку в своей мотивировочной и резолютивной части не содержит указания на населенный пункт, в котором должно быть предоставлено жилое помещение Волгину И.А. Просит решение суда изменить, дополнить резолютивную часть решения указанием на населенный пункт, в котором Волгину И.А. должно быть предоставлено жилое помещение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в интересах  Волгина И.А., не установлено.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, Волгин И.А., *** 1995 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от *** 2002 года одинокая мать истца Волгина И.А. – Иванова (Волгина) Т.Г. лишена родительских прав.    

Волгин И.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Волгин И.А. жилых помещений в собственности не имеет.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от *** 2014 года Волгин И.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционного представления об отсутствии в резолютивной части решения указания на населенный пункт, в котором должно быть представлено жилое помещение Волгину И.А.

В силу ст.4 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:

1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;

2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;

3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;

4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;

5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Из материалов дела следует, что истец просил предоставить ему жилое помещение по месту первичного устройства под опеку - в г. Инза Ульяновской области.

В связи с этим, судебная коллегия считает необходимым дополнить абзац второй резолютивной части решения  словами «в  муниципальном  образовании  «город  Инза» Ульяновской области».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дополнить абзац второй резолютивной части решения  словами «в  муниципальном  образовании  «город  Инза» Ульяновской области».

 

Председательствующий 

 

Судьи