УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Токунов Д.В.
Дело №
33-4527/2014
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
18
ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Грудкиной Т.М.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
с участием прокурора Николаевой Н.А.,
при секретаре Штукатурове С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционному представлению помощника прокурора Инзенского района Ульяновской
области Борисовой А.Н., апелляционной жалобе
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от
29 августа 2014 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Волгина И*** А*** жилым
помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по
месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство).
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения истца
Волгина И.А., прокурора Николаевой Н.А.,
возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в
суд с иском в интересах Волгина И.А. к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить жилым помещением. В обоснование иска указал, что в ходе
проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Волгин И*** А***, ***
1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Одинокая мать
Волгина И.А. – Волгина Т.Г. решением Ленинского районного суда г.Кемерово от ***
2002 года лишена родительских прав. В настоящее время Волгин И.А. проживает по
адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Т***, в жилом помещении, принадлежащем
С*** Г.И. Волгин И.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда, *** 2014 года, однако на момент обращения в суд жилое
помещение ему не предоставлено. С учетом уточненных исковых требований просил
суд обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Волгина Игоря Алексеевича специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Инзенского
района Ульяновской области Борисова А.Н. полагает, что решение суда не может
быть признано законным, поскольку в своей мотивировочной и резолютивной части
не содержит указания на населенный пункт, в котором должно быть предоставлено
жилое помещение Волгину И.А. Просит решение суда изменить, дополнить
резолютивную часть решения указанием на населенный пункт, в котором Волгину
И.А. должно быть предоставлено жилое помещение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права
других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных
представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в
интересах Волгина И.А., не установлено.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия
соглашается по следующим основаниям.
Согласно
материалам дела, Волгин И.А., *** 1995 года рождения, относится к лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением
Ленинского районного суда г. Кемерово от *** 2002 года одинокая мать истца
Волгина И.А. – Иванова (Волгина) Т.Г. лишена родительских прав.
Волгин
И.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
По
сведениям УОГУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Волгин И.А. жилых
помещений в собственности не имеет.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области
от *** 2014 года Волгин И.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Жилым помещением до
настоящего времени не обеспечен.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(в редакции Федерального закона
от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1
статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом
пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений в соответствии с названным пунктом 1
является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,
3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых
норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления
жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона
не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим
внимание довод апелляционного представления об отсутствии в резолютивной части
решения указания на населенный пункт, в котором должно быть представлено жилое
помещение Волгину И.А.
В силу
ст.4 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по
месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или
патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области;
2) по
месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации,
в том числе в учреждении социального обслуживания населения;
3) по
месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях,
учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в
исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;
4) по
месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой
(попечительством), в приемной или патронатной семье;
5) по
месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Из материалов дела следует, что истец просил предоставить ему
жилое помещение по месту первичного устройства под опеку - в г. Инза
Ульяновской области.
В связи с этим, судебная коллегия считает необходимым
дополнить абзац второй резолютивной части решения словами
«в муниципальном образовании «город Инза» Ульяновской
области».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О
П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29
августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Дополнить абзац второй резолютивной части решения словами
«в муниципальном образовании «город Инза» Ульяновской области».
Председательствующий
Судьи