Судебный акт
Оспаривание предписания министерства строительства ЖКХ и транспорта
Документ от 08.07.2014, опубликован на сайте 01.08.2014 под номером 46250, 2-я гражданская, об оспаривании действий органа государственной власти, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                               Дело № 33 – 2198/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            08 июля 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Логинова Д.А. и Чурбановой Е.В.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации города Ульяновска Панчина С.С. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта 2014 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении заявления Главы администрации города Ульяновска о признании незаконным предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 21.11.2013 года за №*** - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Бормотова К.В., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глава администрации города Ульяновска обратился в суд с заявлением о признании недействительным и отмене предписания № *** от 21.11.2013 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдение органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В обоснование заявления указал, что 23.12.2013 в администрацию г.Ульяновска поступил акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности №*** от 21.11.2013 и предписание №*** от 21.11.2013 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, составленные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство).

Данным предписанием указано в срок до 01.08.2014 привести в соответствие Правила землепользования и застройки в г.Ульяновске генеральному плану города, исключив из основных видов разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне  Ж-1 - «многоквартирные жилые дома до 4-х этажей».

При этом указано, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Р***, д.*** в соответствии с генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской  Думы от 27.06.2007 №83, расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, направления дальнейшего развития 5-16 этажная жилая застройка.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «г.Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 (далее – Правила землепользования и застройки), вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж-1 – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного  кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ). В пределах одной территориальной зоны могут устанавливаться несколько видов разрешенного использования.

Регламентом территориальной зоны Ж-1 предусмотрено 23 основных вида разрешенного использования земельных участков, среди которых многоквартирные жилые дома до 4-х этажей.

Учитывая, что в соответствии с генеральным планом спорная территория определена для коттеджной и усадебной застройки направления дальнейшего  развития 5-16 этажной жилой застройки, то противоречия Правил землепользования и застройки генеральному плану города не имеется.

Просил признать незаконным предписание об устранении нарушений по акту контроля за соблюдение органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства от 21.11.2013 №***.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава администрации города Ульяновска Панчин С.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы указывает, что суд руководствовался Сводом правил 42.13330.2011. При этом суд не принял во внимание, что многоквартирные жилые дома до 4-х этажей относятся к малоэтажной застройке, что в соответствии со ст.34 и ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса позволяет отнести их к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-1.

Судом не учтен довод о том, что определение зоны усадебной застройки предполагает размещение многоквартирных домов, при этом указание на преимущественную этажность малоэтажной застройки (до 2-х этажей) не исключает размещения объектов иной этажности.

Судом дана неправильная оценка постановлению Главы администрации города Ульяновска от 17.10.2013 №4489. Не основан на нормах действующего законодательства вывод суда о том, что данное постановление свидетельствует о согласии с вынесенным Министерством предписанием.

Судом неверно указано должностное лицо, выразившее согласие с указанным предписанием. Не разграничивается понятие «Глава города» и «Глава местной администрации».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства   Паневина Г.М. считает решение суда законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежащим. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании обязательных для исполнения ими решений, действия (бездействия) органов государственной власти.

В соответствии с ч.1 ст.6.1, ч.2 ст.8.1 Градостроительного кодекса РФ  Министерство осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной  деятельности на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 №454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области».

Из материалов дела следует, что согласно генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 земельный участок по ул.Р***, *** в г.Ульяновске расположен на территории коттеджной и усадебной постройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки к основным видам разрешенного использования земельного участка в зоне Ж-1 отнесено использование земельного участка под многоквартирные жилые дома до 4-х этажей.

18.07.2013 собственникам указанного земельного участка выдан план земельного участка для строительства многоквартирного жилого  дома.

По результатам проведения проверки Министерством выявлено несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану г.Ульяновска. Земельный участок по ул.Р***, ***, согласно Генеральному плану г.Ульяновска, является территорией коттеджной и усадебной застройки, в то же время как в Правилах землепользования и застройки к основным видам разрешенного использования земельного участка в зоне Ж-1 отнесено использование под многоквартирные жилые дома до 4-х этажей.

21.11.2013 Главе администрации муниципального образования «г.Ульяновск» Панчину С.С. заместителем Правительства Ульяновской области – Министром строительства, ЖКХ и транспорта Букиным А.В. выдано предписание, согласно которому до 01.08.2014 необходимо привести в соответствие Правила землепользования и застройки в г.Ульяновске, исключив из основных видов разрешенного использования земельного участка, расположенного в зоне Ж-1 – «многоквартирные жилые дома».

Отказывая в удовлетворении требований Главы администрации г.Ульяновска, суд указал, что в ходе рассмотрения дела установлено несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану города, поскольку в зоне жилой застройки недопустимо располагать индивидуальные жилые дома.

Вместе с тем, при вынесении решения суд не принял во внимание следующие обстоятельства.

Согласно ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.32 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «г.Ульяновск», утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90.

Как следует из ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

В соответствии с ч.6 ст.31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. 

Постановлением Главы г.Ульяновска от 30.04.2008 №3160 утверждено положение о Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки.

Согласно ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Как установлено ч.3 ст.33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Как следует из ч.1 ст.33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Таким образом, у Главы администрации города имеются полномочия лишь по подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

С учетом изложенного предписание, в котором содержится требование к Главе администрации города об исключении норм права из Правил землепользования и застройки, не может быть признано законным.

Полномочиями по изменению Правил землепользования и застройки, в том числе по исключению из них каких-либо норм, наделен представительный орган местного самоуправления.

При данных обстоятельствах судебная коллегия признает решение районного суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления   Главы администрации г.Ульяновска о признании незаконным предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №*** от 21.11.2013 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № *** от 21.11.2013.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта 2014 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым удовлетворить заявление Главы администрации города Ульяновска, признать незаконным предписание Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №*** от 21 ноября 2013.

 

Председательствующий

 

Судьи