УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева
Е.В.
Дело № 33 – 2198/2014 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
08 июля 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Логинова Д.А.
и Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Годуновой Е.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации
города Ульяновска Панчина С.С. на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении
заявления Главы администрации города Ульяновска о признании незаконным
предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области от 21.11.2013 года за №*** - отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Бормотова
К.В., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Глава администрации
города Ульяновска обратился в суд с заявлением о признании недействительным и
отмене предписания № *** от 21.11.2013 об устранении нарушений по акту контроля
за соблюдение органом местного самоуправления законодательства о градостроительной
деятельности.
В обоснование
заявления указал, что 23.12.2013 в администрацию г.Ульяновска поступил акт
контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о
градостроительной деятельности №*** от 21.11.2013 и предписание №*** от
21.11.2013 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом
местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности,
составленные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области (далее – Министерство).
Данным предписанием
указано в срок до 01.08.2014 привести в соответствие Правила землепользования и
застройки в г.Ульяновске генеральному плану города, исключив из основных видов
разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной
зоне Ж-1 - «многоквартирные жилые дома
до 4-х этажей».
При этом указано,
что земельный участок, расположенный по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,
ул.Р***, д.*** в соответствии с генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным
решением Ульяновской Городской Думы от
27.06.2007 №83, расположен на территории коттеджной и усадебной застройки,
направления дальнейшего развития 5-16 этажная жилая застройка.
В соответствии с
Правилами землепользования и застройки муниципального образования
«г.Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90
(далее – Правила землепользования и застройки), вышеуказанный земельный участок
расположен в зоне Ж-1 – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».
В соответствии с ч.1
ст.36 Градостроительного кодекса РФ
градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков,
равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов
капитального строительства.
Применительно к
каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования
земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37
Градостроительного кодекса РФ). В пределах одной территориальной зоны могут
устанавливаться несколько видов разрешенного использования.
Регламентом
территориальной зоны Ж-1 предусмотрено 23 основных вида разрешенного
использования земельных участков, среди которых многоквартирные жилые дома до
4-х этажей.
Учитывая, что в
соответствии с генеральным планом спорная территория определена для коттеджной
и усадебной застройки направления дальнейшего
развития 5-16 этажной жилой застройки, то противоречия Правил
землепользования и застройки генеральному плану города не имеется.
Просил признать
незаконным предписание об устранении нарушений по акту контроля за соблюдение органом
местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Министерства от 21.11.2013 №***.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации
города Ульяновска Панчин С.С. не соглашается с решением суда, просит его
отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суд
руководствовался Сводом правил 42.13330.2011. При этом суд не принял во
внимание, что многоквартирные жилые дома до 4-х этажей относятся к малоэтажной
застройке, что в соответствии со ст.34 и ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса
позволяет отнести их к основным видам разрешенного использования
территориальной зоны Ж-1.
Судом не учтен довод о том, что определение
зоны усадебной застройки предполагает размещение многоквартирных домов, при
этом указание на преимущественную этажность малоэтажной застройки (до 2-х
этажей) не исключает размещения объектов иной этажности.
Судом дана неправильная оценка постановлению
Главы администрации города Ульяновска от 17.10.2013 №4489. Не основан на нормах
действующего законодательства вывод суда о том, что данное постановление
свидетельствует о согласии с вынесенным Министерством предписанием.
Судом неверно указано должностное лицо,
выразившее согласие с указанным предписанием. Не разграничивается понятие
«Глава города» и «Глава местной администрации».
В возражениях на апелляционную жалобу
представитель Министерства Паневина Г.М. считает решение суда законным и
обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не
подлежащим.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
Согласно ст.330 ГПК
РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является
нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии со
ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ органы местного самоуправления вправе
обратиться в суд с заявлением об оспаривании обязательных для исполнения ими
решений, действия (бездействия) органов государственной власти.
В соответствии с ч.1
ст.6.1, ч.2 ст.8.1 Градостроительного кодекса РФ Министерство осуществляет полномочия по
контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о
градостроительной деятельности на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 №454-П «Об
утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области».
Из материалов дела
следует, что согласно генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному Решением
Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 земельный участок по ул.Р***, ***
в г.Ульяновске расположен на территории коттеджной и усадебной постройки.
В соответствии с
Правилами землепользования и застройки к основным видам разрешенного
использования земельного участка в зоне Ж-1 отнесено использование земельного
участка под многоквартирные жилые дома до 4-х этажей.
18.07.2013
собственникам указанного земельного участка выдан план земельного участка для
строительства многоквартирного жилого
дома.
По результатам
проведения проверки Министерством выявлено несоответствие Правил
землепользования и застройки Генеральному плану г.Ульяновска. Земельный участок
по ул.Р***, ***, согласно Генеральному плану г.Ульяновска, является территорией
коттеджной и усадебной застройки, в то же время как в Правилах землепользования
и застройки к основным видам разрешенного использования земельного участка в
зоне Ж-1 отнесено использование под многоквартирные жилые дома до 4-х этажей.
21.11.2013 Главе
администрации муниципального образования «г.Ульяновск» Панчину С.С.
заместителем Правительства Ульяновской области – Министром строительства, ЖКХ и
транспорта Букиным А.В. выдано предписание, согласно которому до 01.08.2014
необходимо привести в соответствие Правила землепользования и застройки в
г.Ульяновске, исключив из основных видов разрешенного использования земельного
участка, расположенного в зоне Ж-1 – «многоквартирные жилые дома».
Отказывая в
удовлетворении требований Главы администрации г.Ульяновска, суд указал, что в
ходе рассмотрения дела установлено несоответствие Правил землепользования и
застройки генеральному плану города, поскольку в зоне жилой застройки
недопустимо располагать индивидуальные жилые дома.
Вместе с тем, при
вынесении решения суд не принял во внимание следующие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст.30
Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки
разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий
муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного
наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе
правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления
возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования
земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.1
ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки
утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.32
Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления по
результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и
обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и
застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе
местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных
слушаний по указанному проекту.
Правила
землепользования и застройки муниципального образования «г.Ульяновск»,
утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90.
Как следует из ч.5
ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил
землепользования и застройки принимается главой местной администрации с
установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем
территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к
различным частям территорий поселения или городского округа (в случае
подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям
территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ
по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся
организации указанных работ.
В соответствии с ч.6
ст.31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о
подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной
администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке
проекта правил землепользования и застройки.
Постановлением Главы
г.Ульяновска от 30.04.2008 №3160 утверждено положение о Комиссии по внесению
изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно ч.2 ст.33
Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной
администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и
застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки
генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме
территориального планирования муниципального района, возникшее в результате
внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования
муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ
территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Как установлено ч.3
ст.33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила
землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами
исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки
могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального
строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и
застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов
капитального строительства регионального значения; 3) органами местного
самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и
застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов
капитального строительства местного значения; 4) органами местного
самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок
регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории
поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5)
физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если
в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и
объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред
их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов
капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и
их объединений.
В соответствии с ч.4
и ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со
дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и
застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации
о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила
землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием
причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении
комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о
внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении
предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения
и направляет копию такого решения заявителям.
Как следует из ч.1
ст.33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила
землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, у
Главы администрации города имеются полномочия лишь по подготовке проекта о
внесении изменений в правила землепользования и застройки.
С учетом изложенного
предписание, в котором содержится требование к Главе администрации города об
исключении норм права из Правил землепользования и застройки, не может быть
признано законным.
Полномочиями по
изменению Правил землепользования и застройки, в том числе по исключению из них
каких-либо норм, наделен представительный орган местного самоуправления.
При данных обстоятельствах судебная коллегия признает решение районного
суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления Главы администрации г.Ульяновска о признании
незаконным предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области №*** от 21.11.2013 об устранении
нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления
законодательства о градостроительной деятельности № *** от 21.11.2013.
Руководствуясь
ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 31 марта 2014 года отменить.
Постановить по делу
новое решение, которым удовлетворить заявление Главы администрации города
Ульяновска, признать незаконным предписание Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №*** от 21
ноября 2013.
Председательствующий
Судьи