Судебный акт
Приговор по ст.264 УК РФ признан законным и обоснованным
Документ от 28.04.2014, опубликован на сайте 13.05.2014 под номером 45042, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.3, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***.                                                                      Дело № 22-976/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       28 апреля 2014 года

 

Ульяновский областной суд в составе председательствующего судьи Герасимовой Е.Н.,

при  секретаре Застыловой С.В.,

с участием прокурора Идеотулова Р.Ш.,

осужденного Гимальдинова Р.Ш., адвоката Колесовой Э.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционному представлению государственного обвинителя – заместителя прокурора Ленинского района г. Ульяновска Булгакова И.Г., апелляционной жалобе осужденного Гимальдинова Р.Ш. на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 февраля 2014 года, которым

 

ГИМАЛЬДИНОВ Р*** Ш***,

***, несудимый,

 

осужден по  ч. 3 ст. 264 УК  РФ к 3 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года 6 месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Гимальдинову Р.Ш. наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным, осужденному установлен испытательный срок в два года.

На осужденного возложена обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.

Приговор в части лишения права управления транспортным средством постановлено исполнять самостоятельно, реально.

Мера пресечения в виде  подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставлена Гимальдинову Р.Ш. без изменения.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Изложив содержание приговора, существо апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав выступления осужденного Гимальдинова Р.Ш., адвоката Колесовой Э.А., прокурора Идеотулова Р.Ш., суд апелляционной инстанции

У С Т А Н О В И Л:

 

Приговором суда Гимальдинов Р.Ш. признан виновным в том, что 06 марта 2013 года в период времени с 15 часов 20 минут до 15 часов 35 минут, управляя технически исправным автомобилем марки КИА LD (OPIRUS/CH), регистрационный знак *** ***, и двигаясь по ул. *** г.*** в направлении от улицы *** к проспекту ***, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре, нарушил требования п.п. 10.1, 1.4, 9.1 Правил дорожного движения, а также требования дорожного знака 5.15.7 и совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого потерпевшему Г*** А.Ш. были причинены телесные повреждения, от которых он скончался в лечебном учреждении.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель считает постановленный приговор незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. При этом указывает, что суд не дал анализа всем доказательствам, на  которых основаны его выводы и не в полной мере учел положения ч.3 ст.60 УК РФ, тем самым назначил осужденному несправедливо мягкое наказание, необоснованно применив положения статьи 73 УК РФ. Просит приговор отменить, вынести новый обвинительный приговор.

 

В апелляционной жалобе осужденный Гимальдинов Р.Ш., не соглашаясь с приговором, утверждает, что дорожно-транспортного происшествия не совершал, в автомобиле находился в качестве пассажира. Транспортным средством управлял его погибший брат Г*** А.Ш., виновником дорожно-транспортного происшествия в административном порядке был признан К*** И.Р. По мнению автора жалобы, тот факт, что он не был водителем автомобиля, подтверждают все проведенные по делу экспертизы. Обвинение построено на показаниях заинтересованного лица - К*** И.Р. и его знакомых. Считает, что выводы трасологической экспертизы не могут быть положены в основу обвинения, поскольку при ее проведении экспертом были допущены существенные ошибки. Так, при описании эксперт дважды сослался на куртку из глянцевой кожи, хотя на экспертизу представлялись две куртки: из матовой и глянцевой кожи. Можно сделать вывод, что куртка из матовой кожи вообще не исследовалась. Иллюстрации № 3 и 5 идентичны, хотя должны быть разными, так как каждая куртка имела свою бирку. Экспертом не проведен анализ следа на накладке передней правой стойки и материалов обеих курток. Ходатайство защиты о проведении дополнительной экспертизы осталось без удовлетворения. Проведенные по делу автотехнические экспертизы противоречат Правилам дорожного движения. Кроме того, при назначении первой автотехнической экспертизы следователь в тексте постановления указал, что виновником дорожно-транспортного происшествия является он (Гимальдинов Р.Ш.), тем самым заведомо лишив эксперта права установить виновника. Подвергая критике заключения автотехнических экспертиз, указывает, что эксперт не пояснил в своих выводах, от чего смято со смещением левое крыло и под каким углом по отношению к плоскости стекла должен быть расположен вектор движения руки водителя.  Судебно-медицинские экспертизы № *** и № *** от *** года считает нелегитимными. В обоснование обращает внимание на содержащееся в выводах экспертизы №*** от *** года суждение о том, что для решения вопроса о месте в автомобиле, которое занимал Г*** А.Ш. в момент дорожно-транспортного происшествия, целесообразно проведение автотехнической экспертизы, повторный осмотр салона, следственного эксперимента с участием Гимальдинова Р.Ш. и статиста. Однако, вопреки своему предписанию, эксперты провели дополнительные судебно-медицинские экспертизы без привлечения медика-криминалиста, что противоречит требованиям такого руководящего документа как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 года № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в  государственных судебно-экспертных учреждениях РФ». Оба эксперта не видели статистов, более того, они смогли провести экспертную работу, не имея даже протокола осмотра транспортного средства с участием автотехнического эксперта и статистов. По мнению автора жалобы, экспертиза была проведена наугад, не имеет под собой научного обоснования. При проведении судебно-медицинской экспертизы трупа Г*** А.Ш. была обнаружена одна тупая сочетанная травма тела. Все повреждения образовались в комплексе одной механической травмы, а именно автомобильной травмы в салоне автомобиля. При этом Г*** А.Ш. в момент дорожно-транспортного происшествия находился на месте водителя автомобиля. После окончания предварительного следствия эти выводы подтвердили также судебные медики-эксперты, давшие заключение как независимые специалисты. Кроме того, перелом тела грудины у Г*** А.Ш. умышленно экспертами не внесен в выводы экспертизы №346-Д. По мнению автора жалобы, все обнаруженные у Г*** А.Ш. телесные повреждения объясняются его нахождением в момент дорожно-транспортного происшествия на месте водителя. Согласно биологической экспертизе на подушке безопасности на водительском месте также была только кровь Г*** А.Ш. При поступлении в медицинское учреждение у него самого (Гимальдинова Р.Ш.) был обнаружен незначительный отек мягких тканей правого локтевого сустава и отек мягких тканей левого голеностопного сустава. Каких либо объективных признаков повреждений, указанных в диагнозе (растяжение капсульно-связочного аппарата левого голеностопного сустава, ушиб ткани области правого локтевого сустава) установлено не было. Объективных признаков нарушения функций органов и стойкой утраты общей трудоспособности также установлено не было. Поэтому в момент дорожно-транспортного происшествия находиться на водительском сидении он (Гимальдинов Р.Ш.) не мог. Повреждение рулевой колонки, рулевого колеса, панели приборов справа и слева от рулевого колеса, повреждение лобового стекла с образованием дефекта с острой кромкой, повреждение водительского сидения справа образовалось от значительного механического воздействия, которое неизбежно бы привело к образованию повреждений на его теле. Полагает, что эксперты вообще не видели материалов дела, их выводы противоречат всем  имеющимся в деле доказательствам и здравому смыслу. Эксперты З*** В.В. и С*** Э.Р. добавили в заключение экспертизы №*** третье повреждение, которое ранее нигде не описывалось, и которое якобы у него было – гематома левого коленного сустава. Считает, что это было сделано умышленно и эксперты должны нести ответственность по ст. 307 УК РФ. Кроме того, текст экспертиз содержит массу ошибок, опечаток, в судебном заседании эксперт Сафиуллина Э.Р. не могла описать механизм получения телесных повреждений Г*** А.Ш., а это подлежит доказыванию. Просит приговор отменить, уголовное дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.

В судебном заседании апелляционной инстанции осужденный Гимальдинов Р.Ш. и его защитник адвокат Колесова Э.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, выразили несогласие с апелляционным представлением; прокурор Идеотулов Р.Ш. обосновал несостоятельность доводов жалобы, просил приговор суда отменить по доводам апелляционного представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Вывод суда о виновности Гимальдинова Р.Ш. в совершении указанного преступления соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в необходимом объеме приведенных в приговоре.

 

Так, из показаний свидетеля М*** А.В. – 06 марта 2013 года после 15 часов 20 минут управлявшего  автомобилем марки КАМАЗ и выезжавшего с территории *** на ул.*** в направлении к ул. ***, следует, что перед тем как выехать на проезжую часть ул. *** он включил левый указатель поворота и стал ожидать возможности выехать с прилегающей территории. Следом за ним встал автомобиль марки ВАЗ 211440. Дождавшись, когда автомобили встречного направления, следовавшие по крайней правой полосе – марки ВАЗ 2114, по крайней левой полосе – марки ГАЗель, остановились, пропуская их, выехал на ул.Урицкого. Перестроившись на свою полосу движения, увидел как навстречу ему, заняв часть его полосы, на большой скорости движется автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH). Водитель последнего среагировал и увернулся от возможного столкновения с его автомобилем марки КАМАЗ. Затем в зеркало заднего вида увидел, как автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH) вновь начал маневр выезда на встречную для себя полосу движения, отметив, что данный маневр являлся для водителя автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) вынужденным, поскольку в противном случае указанный автомобиль мог бы столкнуться со стоявшим в попутном с ним направлении, на его же полосе движения без нарушения Правил дорожного движения, автомобилем марки ГАЗель.

 

Свидетель К*** И.Р., подтвердив свои показания, которые он давал на предварительном следствии, пояснил о том, что 06 марта 2013 года он управлял автомобилем марки ВАЗ 211440, выезжал с территории *** на ул. *** в направлении к ул. ***, следуя за автомобилем марки КАМАЗ. Он также как и водитель автомобиля марки КАМАЗ, включив левый указатель поворота, ожидал возможности выехать на проезжую часть ул. ***. После того как автомобили, следовавшие во встречном направлении, остановились – на крайней правой полосе марки ВАЗ 2114 под управлением незнакомой ему С***, по крайней левой полосе – марки ГАЗель под управлением незнакомого ему Г***, пропуская их, автомобиль марки КАМАЗ первым выехал на ул.*** и уехал в сторону ул. ***. Выехав на ул. *** вслед за автомобилем марки КАМАЗ, проехав две полосы встречного направления и убедившись в отсутствие помех справа, повернул налево, намереваясь продолжить движение. При этом его автомобиль частично встал на свою полосу движения в положении поворота. В этот момент на его полосу движения неожиданно для него выехал автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH), следовавший во встречном для себя направлении и врезался в правый передний угол его автомобиля. От столкновения автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH) отбросило на обочину, где последний врезался в дерево. Покинув свой автомобиль, он направился к автомобилю марки КИА LD (OPIRUS/CH), с водительского места которого, хромая на левую ногу и имея повреждение на джинсах в районе левого колена, вышел осужденный, и направился ему навстречу, затем развернулся и проследовал к передней пассажирской двери своего автомобиля, где на переднем пассажирском сиденье находился Г*** А.Ш., ноги которого находились на коврике перед пассажирским местом. У последнего в лобовом стекле была зажата и сильно кровоточила левая рука, травмирована правая нога, из-за чего Г*** А.Ш. не мог двигаться. В салоне автомобиля со стороны пассажира, а также на сработавшей подушке безопасности была кровь. Он не мог перепутать осужденного и потерпевшего, поскольку они были явно разной комплекции, последний из них – крупнее и массивнее осужденного. Совместно с осужденным и Т*** который оказался на месте дорожно-транспортного происшествия случайно, они вытащили пострадавшего с пассажирского сиденья, положив на обочину улицы. Т*** и еще кто-то перебинтовали руку потерпевшего, затем последнего увезла с места происшествия бригада скорой помощи. Один из очевидцев происшествия – С*** Н.Ю. оставила ему (К*** И.Р.) контактные номера телефонов.

 

Свидетель С*** Н.Ю., будучи допрошенной на стадии предварительного следствия и в суде, подтвердила, что являлась непосредственным  очевидцем дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 06 марта 2013 года на ул. *** с участием автомобилей марки КИА LD (OPIRUS/CH) под управлением водителя Гимальдинова Р.Ш. и марки ВАЗ 211440 под управлением К*** И.Р. Управляя автомобилем марки ВАЗ 2114, она следовала по ул. *** по направлению к проспекту ***, остановилась с намерением пропустить автомобили, ожидавшие возможности выехать на ул.*** с территории ***, - марки КАМАЗ и ВАЗ 211440. В соседней с ней полосе по той же причине остановился автомобиль марки ГАЗель. Первым с прилегающей территории выехал автомобиль марки КАМАЗ, следом – ВАЗ. Затем она увидела, что в попутном с ней направлении, но по встречной для нее полосе, на большой скорости движется автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH), который столкнулся с автомобилем марки ВАЗ 211440, располагавшемся в том момент времени уже на своей полосе. От удара автомобиль марки КИА LD (OPIRUS/CH) отлетел и ударился в дерево. Примерно через 5 секунд после наезда указанного автомобиля на дерево, она увидела как с водительского места последнего вышел осужденный и направился навстречу к водителю автомобиля марки ВАЗ. Она проследовала за автомобилем марки ГАЗель, чтобы сфотографировать номера последнего, так как он также как и она являлся очевидцем произошедшего. Проезжая мимо автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH), она видела что на переднем пассажирском сиденье сидит мужчина плотного телосложения в сине-серых джинсах, на лице, руках и ногах последнего была кровь. Вернувшись на место дорожно-транспортного происшествия, она сообщила сотрудникам ГИБДД регистрационный номер автомобиля марки ГАЗель и оставила свои данные как очевидца происшествия.

 

Сведений о заинтересованности названных свидетелей при даче показаний в отношении осужденного, оснований для оговора ими осужденного, равно как и противоречий в их показаниях по обстоятельствам дела, ставящих их под сомнение, и которые повлияли или могли повлиять  на выводы и решения суда о виновности осужденного, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, с доводами жалобы о том, что приговор основан на показаниях заинтересованных в исходе дела свидетелей, суд апелляционной инстанции согласиться не может.

 

Приведенные показания свидетелей, которые суд положил в основу приговора, согласуются с письменными доказательствами, тщательно и непосредственно исследованными судом первой инстанции, а именно:

 

- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому у Гимальдинова Р.Ш. были обнаружены ушиб области правого локтевого сустава, растяжение капсульно-связачного аппарата левого голеностопного сустава, которые могли быть причинены в результате автомобильной травмы в салоне автомобиля;

 

- протоколом осмотра транспортного средства марки КИА LD (OPIRUS/CH) и фотографий к нему, где зафиксировано внешнее состояние указанного автомобиля, а также его салона, из которых видно, что панель приборов транспортного средства в районе левого колена водителя имеет механические повреждения; сквозное повреждение лобового стекла находится на незначительном расстоянии от его центральной линии в сторону места водителя; определена локализация опачкиваний веществом бурого цвета, похожим на кровь;

 

- заключением судебных биологических экспертиз о возможном происхождении от Г*** А.Ш. крови, обнаруженной на фрагменте с подушки безопасности с водительского и переднего пассажирского места, смывах с центральной консоли панели автомобиля, с панели внутренней передней пассажирской двери автомобиля, вырезках с переднего пассажирского сиденья и с водительского сиденья, изъятых в ходе осмотров автомобиля;

 

- заключением судебной трасологической экспертизы о локализации повреждений на брюках Гимальдинова Р.Ш. – на левой штанине брюк, на расстоянии 470 мм от нижнего края и на расстоянии 18 мм от внутреннего бокового шва, возможных причинах их образования – при однократном воздействии – натяжении данного материала любым предметом при приложении значительного усилия, в результате взаимодействия с передней панелью с левой стороны рулевого колеса, в районе блока управления освещением автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH);

 

- заключением судебной трасологической экспертизы о характере и локализации повреждений на зимних куртках – в виде потертостей на рукавах, а также разрыва материала «П»-образной формы на правом рукаве куртки осужденного, возможных причинах их образования – как в момент дорожно-транспортного происшествия, так и в процессе эксплуатации; на левом рукаве зимней куртки потерпевшего – в виде разрывов материала линейной формы, а также повреждение пуговицы – в результате механического воздействия, а именно движения руки человека, одетого в исследуемую куртку в момент дорожно-транспортного происшествия через обнаруженное в лобовом стекле отверстие автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH);

 

- заключением судебно-медицинских экспертиз о характере, локализации телесных повреждений, обнаруженных у Г*** А.Ш., причинах их образования, а также смерти потерпевшего – в результате тупой сочетанной травмы тела, сопровождавшейся открытым оскольчатым переломом правой бедренной кости, осложнившейся жировой эмболией и тромбозом глубоких вен правого бедра и голени с развитием тромбоэмболии легочной артерии, причинившей тяжкий вред здоровью, опасный для жизни; возникновение повреждений у Г*** А.Ш. объясняется внезапным снижением скорости движения транспортного средства (либо внезапной остановкой) либо в результате внезапного изменения скорости и направления движения транспортного средства, что привело к явлению инерции, то есть свойству тела сохранять направление и скорость своего движения, при котором потерпевший резко отклонился в направлении соответственно ходу движения автомобиля, что привело к удару (ударам) и трению частями тела о различные детали и поверхности салона и возникновению контактных повреждений; в момент дорожно-транспортного происшествия Г*** А.Ш. находился на месте пассажира на переднем пассажирском сидении и после столкновения автомобилей должен был соударяться правой половиной тела с передней правой дверью, передней панелью и правой передней стойкой кузова, то есть зонами: области груди и живота справа, подмышечной областью, задней поверхностью правого плеча в средней трети; после наезда автомобиля на дерево он должен был соударяться передними поверхностями правого и левого коленных суставов, передней поверхностью левой голени в верхней трети, левой кистью и левым предплечьем, а после остановки автомобиля – затылочной областью; исходя из наличия у Г*** А.Ш. открытого оскольчатого перелома диафиза правой бедренной кости со смещением, множественных ран левой руки и разрыва сухожилия разгибателя четвертого пальца левой кисти, возможность совершения Г*** А.Ш. активных действий по перемещению в салоне автомобиля с одного сидения на другое сомнительна;

 

- заключениями судебных автотехнических экспертиз о столкновении транспортных средств марки ВАЗ 211440 и КИА LD (OPIRUS/CH) на полосе  движения, встречной для последнего из названных автомобилей; отсутствии в действиях водителя К*** И.Р. противоречий с требованиями Правил дорожного движения; пунктах и требованиях Правил дорожного движения, которым должен был руководствоваться водитель автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) в представленной дорожной ситуации; характере ударов при столкновении автомобилей между собой – касательный, автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) с деревом – блокирующий; механизме перемещения водителя и пассажира автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) в салоне под воздействием силы инерции – в направлении слева-направо при столкновении автомобилей; сзади-вперед – при наезде автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) на дерево; отброса тел назад – при остановке автомобиля; причинах деформации с утратой фрагментов материала ручки, располагающей над проемом правой передней двери, - за счет смещения вместе с ней в направлении сзади вперед державшегося за данную ручку пассажира, рука которого в дальнейшем могла контактировать с правой передней стойкой кузова, вызвав на ней образование наслоений вещества черного цвета; причинах повреждения рулевого колеса – только в результате смещения тела водителя под воздействием инерции при наезде на твердое препятствие (дерево); моменте раскрытия фронтальных подушек безопасности – в результате наезда на дерево; отсутствии заклинивания водительской двери и возможности ее открывания в результате механических повреждений, полученных в дорожно-транспортном происшествии.

 

На основании этих, а также иных, подробно приведенных в приговоре доказательств, суд правильно установил фактические обстоятельства происшествия и сделал верный вывод о виновности Гимальдинова Р.Ш. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.

 

В соответствии с требованиями статей 87, 88 УПК РФ суд проверил и оценил все представленные ему доказательства, проанализировал их в приговоре и указал основания, по которым он принял вышеперечисленные доказательства, представленные обвинением, и отверг показания Гимальдинова Р.Ш. в суде первой инстанции о том, что инкриминируемого ему преступления он не совершал.

 

Признавая несостоятельной версию, выдвинутую Гимальдиновым Р.Ш. в суде первой инстанции в свою защиту, суд обоснованно признал, что она опровергается показаниями свидетелей и заключениями проведенных по делу экспертиз, достоверность которых сомнения не вызывает, поскольку они согласуются между собой, с показаниями свидетелей, зафиксированными в протоколах результатами осмотра места происшествия и автомобиля, другими доказательствами по делу, кроме того, проведены лицами, обладающими специальными познаниями, необходимым стажем работы, незаинтересованными в исходе дела и предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

 

Заключения экспертиз по своей форме и содержанию соответствуют требованиям руководящего документа, на который ссылается в апелляционной жалобе осужденный, равно как сама организация и порядок проведения экспертиз, в том числе судебно-медицинских.

 

Оценку, данную судом показаниям свидетелей, заключениям экспертиз и другим доказательствам по делу с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности суд апелляционной инстанции находит правильной, признавая несостоятельными доводы защиты о нелегитимности заключений экспертиз, полученных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, и о заинтересованности показаний свидетелей, не содержащих взаимоисключающих сведений, которые могли бы расцениваться как противоречия.

 

Рассмотренные в судебном заседании доказательства в их совокупности позволили суду правильно установить фактические обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу, и дать должную оценку доводам защиты, поэтому суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о достаточности исследованных доказательств для принятия по делу правильного решения и признает необоснованными утверждения, приведенные осужденным в апелляционной жалобе, о неправомерных отказах в удовлетворении ходатайств о назначении по делу дополнительных экспертиз.

 

Суд апелляционной инстанции полагает, что все принятые судом решения по оценке доказательств основаны на законе и материалах дела. Не устраненных существенных противоречий в исследованных судом доказательствах, сомнений в виновности осужденного, требующих  истолкования в его пользу, по делу не установлено. Ставить под сомнение исследованные в судебном заседании доказательства оснований не имеется.

 

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, в том числе о недоказанности вины Гимальдинова Р.Ш., нельзя признать состоятельными, данные доводы были известны суду первой инстанции, тщательно проверены в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты как не основанные на материалах дела.

 

Более того, совокупность исследованных и оцененных судом доказательств  по делу, бесспорно, свидетельствует о виновности Гимальдинова Р.Ш. в установленном преступлении.

 

Суд первой инстанции правильно отметил, что указание в экспертном заключении № 273 на целесообразность проведения автотехнической экспертизы, повторного осмотра салона автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) с подробным описанием и фотофиксацией повреждений  и опачкиваний кровью салона, следственного эксперимента с участием Гимальдинова Р.Ш. и статиста для воспроизведения событий, изложенных им в части возможности причинения повреждений на левой руке при травмировании о лобовое стекло автомобиля и перемещения пострадавшего с водительского сиденья на переднее пассажирское сиденье с целью решения вопроса о месте, которое занимал Г*** А.Ш. в салоне в момент дорожно-транспортного происшествия, не свидетельствует о том, что судебно-медицинские эксперты в случае проведения требуемых следственных и экспертных действий должны были принимать непосредственное личное участие в таковых.

 

Данные предположения защиты опровергла и допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции эксперт С*** Э.Р., отрицавшая участие когда-либо экспертов в перечисленных выше действиях. Она же отрицала получение Г*** А.Ш. в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия повреждения в виде ушиба грудной клетки (перелома грудины), поскольку при вскрытии тела потерпевшего данный диагноз не нашел своего подтверждения, о чем свидетельствуют и материалы дела.

 

Механизм получения Г*** А.Ш. телесных повреждений подробно описан в заключениях судебно-медицинских экспертиз. Анализ собранных по делу доказательств очевидно свидетельствует о том, что повреждения были получены Г*** А.Ш. в салоне автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH), где он занимал переднее пассажирское место, при столкновении с автомобилем марки ВАЗ 211440 под воздействием силы инерции двигался в направлении слева-направо, при наезде автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) на дерево – сзади-вперед, при остановке автомобиля его тело отбросило назад. Повреждения салона КИА LD (OPIRUS/CH), его лобового стекла (чуть левее от его осевой линии) подтверждают  именно такой механизм получения Г*** А.Ш. повреждений и опровергают доводы защиты о том, что в момент дорожно-транспортного происшествия Г*** А.Ш. занимал место водителя.

 

Довод жалобы о том, что в административном порядке виновником дорожно-транспортного происшествия был признан водитель К*** И.Р., противоречат как материалам дела, так и показаниям допрошенных в суде свидетелей – сотрудников ГИБДД Р*** Д.А. и Г*** Г.Л., выезжавших на место происшествия 06 марта 2013 года, и показавших в суде, что после детального осмотра места происшествия и составления схемы, был сделан вывод о том, что столкновение автомобилей произошло на встречной для автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) полосе движения.

 

Как видно из приговора, суд принял во внимание выводы судебно-медицинской экспертизы Гимальдинова Р.Ш. № ***, где у осужденного были выявлены повреждения в виде ушиба области правого локтевого сустава, растяжение капсульно-связочного аппарата левого голеностопного сустава, в связи с чем доводы жалобы, где оспариваются выводы экспертов З*** В.В. и С*** Э.Р., изложенные в заключении № ***, не могут быть приняты во внимание.

 

Суд первой инстанции обоснованно отверг экспертное исследование специалистов, представленное стороной защиты, а равно показания указанных лиц в судебном заседании  о месте, на котором находились осужденный и потерпевший в салоне автомашины в момент дорожно-транспортного происшествия, мотивировав такое свое решение в соответствии с требованиями закона. Оснований не соглашаться с выводами и приговором суда в этой части суд апелляционной инстанции также не усматривает.

 

Выводы судебных автотехнических экспертиз содержат утверждения о том, какими пунктами Правил дорожного движения каждому из водителей следовало руководствоваться в исследуемой дорожной ситуации, непосредственного же виновника дорожно-транспортного происшествия определил суд на основании совокупности собранных по делу доказательств, в связи с чем доводы жалобы о нарушении прав осужденного при назначении такого рода экспертиз нельзя признать состоятельными.

 

Как правильно указал суд, незначительные ошибки технического характера, допущенные экспертом в заключении судебной трасологической экспертизы в указании типа кожи курток в описательной и исследовательской частях заключения, а равно в иллюстрации пояснительных надписей на пакетах, являются несущественными, на выводы эксперта не повлияли.   

 

Вопреки доводам жалобы, допрошенный в суде эксперт Л*** М.В., проводивший по делу автотехнические экспертизы, назвал причины повреждений лобового стекла автомобиля марки КИА LD (OPIRUS/CH) – от совокупности воздействий, составляющими которой явились удар транспортного средства о дерево, воздействие руки пассажира, которая могла в тот момент находиться под любым углом.

 

Из материалов дела видно, что судебное следствие проведено районным судом в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы, все заявленные ходатайства в ходе судебного разбирательства рассмотрены и по ним приняты решения в установленном законом порядке, при этом нарушения положений статьи 15 УПК РФ суд первой инстанции не допустил.

 

Судом первой инстанции в полном объеме были соблюдены права сторон по состязательности процесса, все доказательства, представленные суду, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения судом исследованы и приняты во внимание при постановлении приговора. При этом судом приведены мотивы, почему одни доказательства по делу признаны правдивыми, а другие, в том числе показания осужденного, отклонены как недостоверные.

 

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить,  что с учетом наличия у суда исчерпывающих данных относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, отказ в удовлетворении  отдельных ходатайств, заявленных защитой, не отразился на правильности принятого по делу решения.

 

Обстоятельства, подтверждающие, что Гимальдиновым Р.Ш. были нарушены п. 10.1, 1.4, 9.1 Правил дорожного движения РФ, а также требования дорожного знака  5.15.7, что повлекло смерть потерпевшего Г*** А.Ш., а также наличие причинной связи между деянием Гимальдинова Р.Ш. и наступившими вредными последствиями, которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию, судом установлены верно.

 

Суд обоснованно квалифицировал действия Гимальдинова Р.Ш. по ч. 3 ст.264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

 

В силу части 1 статьи 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

 

Как следует из приговора суда первой инстанции, наказание Гимальдинову Р.Ш. назначено в соответствии со статьей 60 УК РФ, с учетом содеянного, данных о личности, смягчающих обстоятельств, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, и, вопреки доводам апелляционного представления, является справедливым.

 

При решении вопроса о виде и размере наказания Гимальдинову Р.Ш. судом учитывались смягчающие обстоятельства, такие как: привлечение к уголовной ответственности впервые, добровольная выплата потерпевшей денежных средств на содержание ребенка, позиция потерпевшей и родителей погибшего.

 

С учетом фактических обстоятельств дела и данных о личности осужденного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что его исправление возможно путем назначения ему условного наказания в виде лишения свободы. Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в приговоре. 

 

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для усиления наказания, назначенного Гимальдинову Р.Ш.

 

Основания для освобождения Гимальдинова Р.Ш. от уголовной ответственности и наказания отсутствуют.

 

Нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, способных повлечь изменение либо отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было.

 

Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

 

Приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 февраля 2014 года в отношении  ГИМАЛЬДИНОВА Р*** Ш*** оставить без изменения, а  апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Апелляционное постановление может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного  суда в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.

 

Председательствующий                                                                  Е.Н. Герасимова