Судебный акт
Нежелательность пребывания на территории РФ
Документ от 01.10.2013, опубликован на сайте 11.11.2013 под номером 41847, 2-я гражданская, о нежелательности пребывания (проживания) В Российской Федерации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Постановление

Документ от 19.06.2014, опубликован на сайте 24.06.2014 под номером 45793, Президиум гражданский, , РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                            Дело № 33 – 3466/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                01 октября 2013 года                                                                       

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Линник Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тулышева Л*** Н*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 июля 2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении  заявления Тулышева  Л***  Н***  об отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания в Российской Федерации  отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Министерства Юстиции Российской Федерации Пименовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Тулышев Л.Н., *** года рождения, уроженец Киргизской ССР, являющийся лицом без гражданства, обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации № 610-рп от 28.03.2013 года о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации сроком до 05.04.2024.

В обосновании требований указал, что прибыл из Киргизии на территорию Российской Федерации в марте 1993 года, зарегистрировался в р.п.Г*** И*** района Ульяновской области, встал на воинский учет, получил пенсионное удостоверение, ИНН, медицинский полис. Впоследующем его бывшая жена и сын оформили Российское гражданство, а он не смог из-за отсутствия свидетельства о рождении, которое было утрачено в ходе переезда в Российскую Федерацию. До осуждения он постоянно проживал и работал на территории Российской Федерации.

Приговором Инзенского районного суда от 18.09.2008 года он был осужден к лишению свободы. В приговоре, а  также в обвинительном заключении по уголовному делу указано, что он является гражданином РФ. С 2006 года он находится в разводе, проживал в гражданском браке с гражданкой РФ Р*** М.К., проживающей в г.Калуге, которая готова предоставить ему свою квартиру для постоянного проживания на территории РФ.

По месту отбытия наказания ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области он характеризуется положительно. С учетом изложенного, просил отменить распоряжение Министерства Юстиции РФ от 28.03.2013 № 610-рп о нежелательности его пребывания на территории РФ.

Судом в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство Юстиции Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тулышев Л.Н. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит отменить. В обоснование жалобы приводит доводы в целом, аналогичные доводам, изложенным им в заявлении.

В возражении на апелляционную жалобу представитель Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области Пименова О.В. считает изложенные в жалобе доводы несостоятельными и просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Поскольку Тулышев Л.Н. отбывает наказание в местах лишения свободы, о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, гражданский процессуальный кодекс не предусматривает возможность этапирования осужденных в суды для рассмотрения гражданских дел, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии заявителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела усматривается, что Тулышев Л.Н., *** года рождения, уроженец г. К***-Янгак!%, О*** области, Киргизской ССР, является лицом без гражданства, прибыл из Киргизской ССР на территорию Российской Федерации в 1993 году. На территории Российской Федерации зарегистрирован 20.10.1993 года в р.п.Г***, ул.Л***, *** вида на жительство не имел, имел временное разрешение на проживание.

Вступившим в законную силу приговором Инзенского  районного суда Ульяновской области от 18.09.2008 года  Тулышев Л.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, выразившегося в совершении разбоя. Тулышеву Л.Н. назначено наказание в виде лишения свободы сроком 8 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Совершенное Тулышев Л.Н. преступление относится к категории особо тяжких, направленных против собственности (глава 21 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22.02.2011 срок наказания снижен до 7 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В настоящее время Тулышев Л.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Конец срока – 05.04.2016 года. Формальный срок наступления УДО 16.08.2013 года.

29.11.2012 ФСИН России, рассмотрев документы, представленные УФСИН России по Ульяновской области в отношении Тулышева Л.Н., обратилась в Министерство Юстиции РФ с представлением о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Представление мотивировано тем, что Тулышев Л.Н. за время пребывания в России совершил особо тяжкое преступление, создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, с учетом мнения оперативной службы, ФСИН России считает  необходимым на основании ч.3 ст.25.10 Федерального Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признать пребывание (проживание) данного лица нежелательным.

Рассмотрев документы о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации осужденного Тулышева Л.Н., первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Смирнов А.А. вынес распоряжение № 610-рп от 28.03.2013 года, которым признал пребывание (проживание) в Российской Федерации Тулышева Л*** Н***, являющегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 05.04.2024 года, и обязал  Тулышева Л.Н. покинуть территорию Российской Федерации.

Основания принятия такого решения приведены в ч. 3 ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения), согласно которой в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 июня 2013 года N 902-О такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), подтверждающей право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 8 Конвенции, закрепляя право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановления от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов" и от 6 декабря 2007 года по делу "Лю и Лю против Российской Федерации", решение от 9 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против Латвии").

Поскольку оспариваемые положения статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" по своей сути основаны на указанных положениях Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им нормах международного права, они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2003 года           N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных притуплений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции от 20.08.2007 года N 171.

Согласно п. 2 данной Инструкции Министерство юстиции РФ  в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

В силу пункта 3 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято, в том числе, в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения (пункт «в»).

Из материалов дела следует, что распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации принято в отношении Тулышева Л.Н., как лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, пребывание которого создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Основанием к вынесению оспариваемого распоряжения явились обстоятельства того, что, находясь на территории Российской Федерации, Тулышев Л.Н., совершил умышленное преступление - разбой, которое относится к одной из наиболее опасных насильственных форм хищения чужого имущества, подпадает под категорию особо тяжких.

Указанные обстоятельства создают реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Проверяя обоснованность распоряжения о нежелательности пребывания Тулышева Л.Н. на территории Российской Федерации, суд установил, что оно соответствует требованиям указанного Федерального закона, принято компетентным органом и с соблюдением установленного порядка.

Доводы заявителя, что приговором Инзенского районного суда от 18.09.2008 года он был признан гражданином РФ, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не является подтверждением гражданства Российской Федерации и основанием для отмены решения о нежелательности пребывания Тулышева Л.Н. на территории Российской Федерации.

Кроме того, постановлением Инзенского районного суда от 13.08.2012 было постановлено считать Тулышева Л*** Н*** лицом без гражданства.

Доводы Тулышева Л.Н. о незаконности оспариваемого распоряжения в связи с длительностью его проживания на территории Российской Федерации, возможности в дальнейшем проживать в России у гражданки РФ Р*** М.К., с которой он состоит в гражданском браке, несостоятельны, поскольку его пребывание в Российской Федерации только с учетом наличия указанных обстоятельств при наличии факта совершения при этом особо тяжкого умышленного преступления безусловно создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а наличие у него непогашенной судимости, повышает степень общественной опасности его личности.

Сын заявителя Т*** А*** Л***, *** года рождения достиг совершеннолетия, с его матерью заявитель состоит в разводе, данных о том, что заявитель поддерживает с сыном семейные связи не представлено. Каких-либо иных близких родственников, проживающих на территории РФ и имеющих Российское гражданство, Тулышев Л.Н. согласно материалам дела не имеет.

Из опросного листа, подписанного Тулышевым Л.Н. и подтвердившего правильность записанных сведений, следует, что на территории РФ он имеет из близких родственников только сына Т*** А.Л. (л.д.30). При этом данных о том, что заявитель поддерживает с сыном семейные связи, и что его целью является воссоединение семьи, в материалах дела не имеется.

Таким образом, проживание сына заявителя на территории России при указанных выше обстоятельствах не является препятствием для высылки Тулышева Л.Н. с территории Российского государства.

При этом следует отметить, что наличие непогашенной судимости в соответствии с п. "д" ст. 16 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

Соответственно, вопрос о приеме заявителя в Российское гражданство, которое он при желании мог реально приобрести в период с 1993-2008гг, в настоящее время не может быть разрешен положительно.

Таким образом, при разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и закону.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тулышева Л*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи