Судебный акт
Период обучения не подлежит включению в стаж для назначения пенсии, поскольку педагогоическая деятельность началась в период производственной практики
Документ от 16.07.2013, опубликован на сайте 17.07.2013 под номером 40027, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Дементьева Н.В.                                                                       Дело № 33-2388/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  16 июля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Грудкиной Т.М. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кузоватовском районе Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 07 мая 2013, по  которому постановлено:

Исковые требования Мордовкиной М*** Р*** удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области от 12 февраля 2013 года № *** и решение начальника Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области № *** от 12 февраля 2013 года в части отказа Мордовкиной М*** Р*** во включении в специальный трудовой стаж периодов ее учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе  Ульяновской области включить Мордовкиной М*** Р***е в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности,  периоды её учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова с 20 марта 1988 года по 09 ноября 1988 года (7 месяцев 19 дней), и с 29 декабря 1988 года по 03 июля 1989 года (6 месяцев 04 дня), а всего 1 год 1 месяц 23 дня.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,  пояснения Мордовкиной М.Р., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мордовкина М.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кузоватовском районе Ульяновской области о включении в специальный трудовой стаж,  дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности,  периодов  ее учебы.

В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области от 12 февраля 2013 года № *** и решением начальника Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области № *** от 12 февраля 2013 ей было отказано во включении в специальный трудовой стаж периодов ее учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова и назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия у неё достаточного стажа  работы в связи с педагогической деятельностью. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены периоды её учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова с 20 марта 1988 года по 09 ноября 1988 года (7 месяцев 19 дней), и с 29 декабря 1988 года по 03 июля 1989 года (6 месяцев 04 дня) а всего 1 год 1 месяц 23 дня. Решение ответчика считала незаконным.

Просила решение ответчика признать недействительным и включить в специальный трудовой стаж спорные периоды.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. Указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, а также Правилами исчисления периодов работы, действовавших в спорные периоды и дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривается возможность включения в специальный педагогический стаж периодов учебы. Также период обучения не может быть включен истице в специальный педагогический стаж и на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением  Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, действовавшего в спорный период. В возражении на апелляционную жалобу  Мордовкина М.Р.  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кузоватовском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, истица в период с 1984 года по 1989 года обучалась в Ульяновском ордена «Знак почета» госпединституте им И.Н. Ульянова. В период прохождения педагогической практики с 10.02.1988 по 19.03.1988 была принята временно на работу учителем физики в Ч*** восьмилетнюю школу, с 10.11.1988 по 28.12.1988 - учителем в С*** среднюю школы Кузоватовского района  Ульяновской области. После прохождения практики продолжила обучение, и данный период обучения просила включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Разрешая  требования истицы, суд исходил из того, что обучению истицы в институте в период с 20 марта 1988 года, с 29 декабря 1988 года  предшествовала педагогическая деятельность, поэтому указанное ею время обучения должно быть включено в педагогический стаж.

Данный вывод судом сделан на неправильном применении норм материального права и с ним судебная коллегия не может согласиться.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило такие Списки и Правила.

Утвержденные названным Постановлением Правительства РФ Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2001 года N 781), а также ранее принятые Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 и применяемые при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами от 29 октября 2001 года N 781, не предусматривают возможность включения в педагогический стаж периодов учебы.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и в силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года N 8-П и от 29 января 2004 года N 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.

В спорный период вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам в силу статьи 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (абзац 5).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.

Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.

Из материалов дела усматривается, что обучению Мордовкиной М.Р. в Ульяновском ордена «Знак почета» госпединституте им И.Н. Ульянова педагогическая деятельность не предшествовала, в связи с чем у суда не было правовых оснований для включения спорного периода в педагогический стаж.

Факт прохождения Мордовкиной М.Р. педагогической практики с 10.02.1988 по 19.03.1988  в должности учителя физики, с 10.11.1988 по 28.12.1988 в должности учителя физики, астрономии, информатики  имел место в период ее обучения в институте и являлся неотъемлемой частью учебного процесса.

Основным местом работы для истицы в указанные периоды Ч*** восьмилетняя школа и С*** средняя школа Кузоватовского района не являлись.

Внесение записи об этих периодах работы в трудовую книжку предусматривалось пунктом 23 действовавшего в то время Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений, утвержденного приказом Министра высшего и среднего образования СССР от 18 июля 1974 года N 600. Однако это не свидетельствует об осуществлении истицей в спорный период по основному месту работы педагогической деятельности, предшествовавшей обучению.

Включение ответчиком названных периодов в педагогический стаж истицы об этом также не свидетельствует и основанием для включения спорного периода обучения в педагогический стаж не является.

То, что после обучения на дневном отделении ВУЗа истица осуществляла педагогическую деятельность, для включения периода ее обучения в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, недостаточно.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора нормы материального права применены судом неверно,  а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным (ч.2 ст.330 ГПК РФ).

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе Мордовкиной М.Р. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от  07 мая 2013 года отменить.

Постановить новое решение.

В иске  Мордовкиной М*** Р*** об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области от 12 февраля 2013 года № *** и решения начальника Управления Пенсионного фонда (ГУ)  в Кузоватовском районе Ульяновской области № *** от 12 февраля 2013 года в части отказа Мордовкиной М*** Р*** во включении в специальный трудовой стаж периодов ее учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова и включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности,  периоды её учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова с 20 марта 1988 года по 09 ноября 1988 года (7 месяцев 19 дней), и с 29 декабря 1988 года по 03 июля 1989 года (6 месяцев 04 дня), а всего 1 год 1 месяц 23 дня отказать.

 

Председательствующий 

 

Судьи