Судебный акт
Об оспаривании предписания государственного инспектора труда
Документ от 23.04.2013, опубликован на сайте 20.05.2013 под номером 38607, 2-я гражданская, об оспаривании предписания гос. инспектора труда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Скобенко Е.М.                                                                         Дело № 33-1421/2013                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              23 апреля 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Логинова Д.А.,

при секретаре Власовой М.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2013 года, по которому постановлено:

 

Жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» удовлетворить.

Признать предписание Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от 18.01.2013 незаконным и отменить.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя ФКУ ИК-9 УФСИН  России по Ульяновской области Кетбелевой Ю.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с жалобой, в которой просило отменить предписание Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от 18.01.2013.

В обоснование жалобы указал, что этим предписанием на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность произвести начисления и выплату доплаты за работу во вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения в срок до 15.02.2013. Предписание в данной части является необоснованным. Основанием для начисления указанной доплаты является приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624, которым утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда. Однако  в данном Перечне отсутствует должность медицинская сестра (палатная) хирургического отделения.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда в Ульяновской области, не соглашаясь с решением  суда, просит его отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.  

В обоснование жалобы  указывает, что в ходе проведенной проверки установлено, что согласно представленной карте аттестации рабочих мест медицинской сестре (палатной) хирургического отделения установлена доплата к тарифной сетке – 15% на основании приказа Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999.

Однако работодателем данная доплата медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения областной больницы ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не выплачивается.

Приказ Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 отменен приказом Минздравсоцразвития РФ № 598н от 28.10.2008. 

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не представлены документы, подтверждающие уведомление работников об изменении условий труда в части отмены доплаты за вредные условия труда. Карты аттестации не изменялись,  и выплата указанной доплаты медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения отменена безосновательно, в одностороннем порядке, без уведомления работников, что ухудшает их положение и противоречит требованиям норм трудового законодательства. 

Представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Государственной инспекции труда в Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что предписанием Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области С*** Е.В. № *** от 18 января 2013 г. на начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области была возложена обязанность произвести начисление и выплату доплаты за работу во вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения в срок до 15 февраля 2013 г.  При этом в качестве основания  предписания приведены статьи  136 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако суд первой инстанции обоснованно указал на то, что данные нормы Трудового кодекса Российской Федерации не содержат положений о начислении и выплате доплаты за работу во вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008 в соответствии с Трудовым кодексом РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом предписано установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Согласно Разъяснениям Минтруда России от 13.12.2012 о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 №870, до реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 №870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Приказом ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Согласно п.8 указанной Инструкции  работникам медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры должностных окладов (ставок) повышаются в соответствии с Перечнем учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера.

Согласно пункту 1.9 указанного Перечня к должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов, отнесены медицинские операционные сестры хирургического отделения. Медицинские сестры (палатные) хирургического отделения не предусмотрены указанным Перечнем в качестве должности, работа в которой дает право на получение доплаты (надбавки) в размере 15% тарифной ставки.

Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для начисления и выплаты доплаты за работу во вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в настоящее время не имеется, поскольку действующие нормативные правовые акты не предусматривают такой доплаты этой категории работников.

Ссылки в жалобе на карту аттестации рабочих мест медицинской сестры (палатной) хирургического отделения, составленную в 2008 году, в которой указывается на установление доплаты за вредные условия труда в размере 15%  на основании приказа Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999,  являются несостоятельными, поскольку данный  приказ Минздрава РФ отменен приказом Минздравсоцразвития РФ № 598н от 28.10.2008,  является недействующим.

Доводы жалобы о том, что работодатель не уведомил работников об изменении условий труда в части отмены доплаты медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения за вредные условия труда, не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда, поскольку в настоящее время правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  обязанности по выплате указанной доплаты не имеется.       

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи