УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Скобенко Е.М.
Дело № 33-1421/2013
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 23 апреля 2013 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Кинчаровой О.Е., Логинова Д.А.,
при секретаре Власовой М.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции
труда в Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска
от 14 февраля 2013 года, по которому постановлено:
Жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»
удовлетворить.
Признать предписание Государственного инспектора труда (по правовым
вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от
18.01.2013 незаконным и отменить.
Заслушав доклад
судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя ФКУ
ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области
Кетбелевой Ю.А., возражавшей против удовлетворения
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с жалобой,
в которой просило отменить предписание Государственного инспектора труда (по
правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области №***
от 18.01.2013.
В обоснование жалобы указал, что этим предписанием на ФКУ ИК-9 УФСИН
России по Ульяновской области возложена обязанность произвести начисления и
выплату доплаты за работу во вредных условиях труда медицинским сестрам
(палатным) хирургического отделения в срок до 15.02.2013. Предписание в данной
части является необоснованным. Основанием для начисления указанной доплаты
является приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624, которым утвержден Перечень
учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда. Однако в данном Перечне отсутствует должность медицинская
сестра (палатная) хирургического отделения.
Суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственная
инспекция труда в Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное, принять
по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В
обоснование жалобы указывает, что в ходе проведенной проверки установлено,
что согласно представленной карте аттестации рабочих мест медицинской сестре
(палатной) хирургического отделения установлена доплата к тарифной сетке – 15%
на основании приказа Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999.
Однако работодателем данная доплата
медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения областной больницы ФКУ ИК-9
УФСИН России по Ульяновской области не выплачивается.
Приказ Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999
отменен приказом Минздравсоцразвития РФ № 598н от
28.10.2008.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской
области не представлены документы, подтверждающие уведомление работников об
изменении условий труда в части отмены доплаты за вредные условия труда. Карты
аттестации не изменялись, и выплата
указанной доплаты медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения
отменена безосновательно, в одностороннем порядке, без уведомления работников,
что ухудшает их положение и противоречит требованиям норм трудового
законодательства.
Представитель Государственной инспекции
труда в Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела
судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная
коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Государственной инспекции труда в
Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
Согласно статьям 12,
55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно
исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Материалами дела
установлено, что предписанием Государственного инспектора труда (по правовым
вопросам) Государственной инспекции труда в Ульяновской области С*** Е.В. № ***
от 18 января 2013 г. на начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области
была возложена обязанность произвести начисление и выплату доплаты за работу во
вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения
в срок до 15 февраля 2013 г. При этом в
качестве основания предписания приведены
статьи 136 и 212 Трудового кодекса
Российской Федерации.
Однако суд первой
инстанции обоснованно указал на то, что данные нормы Трудового кодекса
Российской Федерации не содержат положений о начислении и выплате доплаты за работу
во вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического
отделения.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и
иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по
сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами),
установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не
ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права; минимальные размеры
повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного
повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,
с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008
в соответствии с Трудовым кодексом РФ работникам, занятым на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по
результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени; ежегодный дополнительный
оплачиваемый отпуск; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной
ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными
условиями труда.
При этом предписано установить в зависимости от
класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда,
сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения
оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Согласно Разъяснениям Минтруда России от 13.12.2012
о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени,
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в
соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 №870, до
реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства РФ от
20.11.2008 №870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, может
самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; размеры
предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным
договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического
положения работодателя.
Приказом ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 утверждена
новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и
казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе Инструкция о
порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для
гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Согласно п.8 указанной
Инструкции работникам медицинских
учреждений уголовно-исполнительной системы, занятым на тяжелых работах, работах
с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры должностных
окладов (ставок) повышаются в соответствии с Перечнем учреждений, подразделений
и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты
компенсационного характера.
Согласно пункту 1.9 указанного Перечня к должности
с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает
право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов,
отнесены медицинские операционные сестры хирургического отделения. Медицинские
сестры (палатные) хирургического отделения не предусмотрены указанным Перечнем
в качестве должности, работа в которой дает право на получение доплаты
(надбавки) в размере 15% тарифной ставки.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным
вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для начисления и выплаты доплаты за работу во
вредных условиях труда медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в настоящее время не имеется,
поскольку действующие нормативные правовые акты не предусматривают такой
доплаты этой категории работников.
Ссылки в жалобе на карту аттестации рабочих мест
медицинской сестры (палатной) хирургического отделения, составленную в 2008
году, в которой указывается на установление доплаты за вредные условия труда в
размере 15% на основании приказа
Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999,
являются несостоятельными, поскольку данный приказ
Минздрава РФ отменен приказом Минздравсоцразвития РФ
№ 598н от 28.10.2008, является
недействующим.
Доводы жалобы о том,
что работодатель не уведомил работников об изменении условий труда в части
отмены доплаты медицинским сестрам (палатным) хирургического отделения за
вредные условия труда, не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда,
поскольку в настоящее время правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-9 УФСИН
России по Ульяновской области
обязанности по выплате указанной доплаты не имеется.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей
328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ульяновской области –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи