Судебный акт
О перерасчете пенсии с учетом стажевого коэффициента
Документ от 19.03.2013, опубликован на сайте 29.03.2013 под номером 37762, 2-я гражданская, о перерасчете трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сизова Н.В.                                                                            Дело № 33-906/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  19 марта 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М., Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Просина Н*** П*** на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2012 года, по  которому постановлено:

 

В иске Просина Н*** П*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области о перерасчете пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М.,  пояснения истца Просина Н.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Просин Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о перерасчете пенсии. В обоснование иска указал, что ответчиком незаконно ему  отказано в перерасчете трудовой пенсии из расчета общего трудового стажа на 01.01.2002 36 лет 2 месяца 20 дней. Согласно абзацу 4 п. 2 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевый коэффициент застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. По расчетам ответчика согласно п.4 ст.30 вышеуказанного закона его общий трудовой стаж составляет 36 лет 2 месяца 20 дней в льготном исчислении, требуемый стаж 25 лет, сверх требуемого стажа – 11 лет 2 месяца 20 дней, соответственно стажевый коэффициент составляет 0,66 из расчета 0,55 + 0 ,11. С учетом уточненных исковых требований просил обязать  ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии с 01.01.2010 в порядке п.3 ст.30 ФЗ № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением стажевого коэффициента 0,66.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Просин  Н.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести решение о перерасчете его пенсии с применением стажевого коэффициента 0,59. Считает, что в документах ответчика расчет его общего и страхового стажа произведен различно.  Вместе с тем, ответчик никогда не рассчитывал его трудовой стаж в льготном порядке, соответственно не рассчитывал  и его пенсию. После судебного разбирательства он вновь обратился к ответчику с заявлением о выдаче расчетов его стажа и пенсии. Считает, что ответчиком неверно произведен расчет его общего трудового стажа в размере 36 лет 2 месяца 20 дней и страхового стажа в размере 25 лет на 01.01.2002. При этом ответчик не учел все периоды его работы и учебы, включаемые в общий трудовой стаж, хотя все документы у ответчика имелись, а с него не потребовали дополнительных документов.

В возражении на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Просина Н.П. -  без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Федеральный закон от 17.122001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 01.01.2002, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно п.1 ст.1 ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Просину Н.П******.1955 года рождения, назначена досрочная трудовая пенсия по старости с ***.2010  в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, проработавшему не менее 15 лет в районах Крайнего Севера.

Согласно проведенной УПФ РФ в Майнском районе Ульяновской области оценке  пенсионных прав Просина Н.П. по состоянию на  01.01.2002 на дату 01.01.2010  общий трудовой стаж Просина Н.П. составил 36 лет 2 месяца 20 дней, страховой стаж – 25 лет 6 месяцев 24 дня, сверх требуемого общий – 11 лет 2 месяца, сверх требуемого страховой - 0 лет 6 месяцев, расчетный стажевый коэффициент 0,55.

В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наряду с понятием "страховой стаж" для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на размер трудовой пенсии о старости, применяется и понятие "общий трудовой стаж".

При этом в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, действующей с 1 января 2010 года, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Согласно выбранному варианту определения расчетного размера трудовой пенсии определяются и правила исчисления общего трудового стажа.

В силу п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевый коэффициент для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в этот стаж не засчитывается.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

При этом пунктом 4 указанной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, куда входят периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение. Также в п.4 данной статьи указано о том, что периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере, а периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, что опровергает доводы истца об отсутствии такой нормы в п.4 ст.30 ФЗ. Исходя из этого общий трудовой стаж истца составил 36 лет 2 мес.20 дней с учетом подлежащих включению в этот стаж периодов трудовой и иной деятельности истца. При наличии соответствующих доказательств о включении в этот стаж иных периодов такой деятельности, о которой истец указал в апелляционной жалобе истец не лишен права обращения к ответчику, а при его отказе – в суд.

Таким образом, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ установил иные условия пенсионного обеспечения. В качестве специальных гарантий данным законом предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.

После назначения истцу пенсии он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете размера пенсии, а впоследствии и в суд, поскольку в перерасчете ему было отказано, с учетом наличия общего трудового стажа на 01.01.2002  36 лет 2 мес. 20 дней с применением стажевого коэффициента 0,66 по п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что с 01.01.2010 года расчет пенсии Просину Н.П. произведен ответчиком с учетом изменений действующего пенсионного законодательства по наиболее выгодному для пенсионера варианту - по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» на основании данных  о заработке и стаже, при этом страховой стаж истца составляет 25 лет  6 мес. 24  дня, соответственно стажевый коэффициент  - 0,55, так как сверх требуемый страховой  стаж отсутствует.

При этом наличие у Просина Н.П. именно 25-летнего страхового стажа по состоянию на 01.01.2002 установлено решением Майнского районного суда г.Ульяновска от 27.04.2011, вступившем в законную силу 31.05.2011, с учетом дополнительно включенного в страховой стаж периода работы истца в учреждении «Л***

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для повышения стажевого коэффициента при расчете пенсии по п.3 ст.30 ФЗ №173-ФЗ и перерасчета пенсии согласно его уточненным исковым требованиям не имеется.  Суд правильно указал, что данные требования и расчеты истца основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства, так как требование истца в суде первой инстанции о перерасчете пенсии с учетом общего трудового стажа в льготном исчислении 36 лет 2 мес. 20 дней и стажевого коэффициента 0,66, противоречит положениям п.3 ст.30  ФЗ №173-ФЗ, где учитывается только страховой стаж до 01.01.2002, т.е. только перечисленные в пункте периоды. При таких обстоятельствах, суд обоснованно не согласился с таким порядком расчета, поскольку он противоречит закону.

В апелляционной жалобе истец уже просит  произвести перерасчет пенсии с применением иного стажевого коэффициента 0,59 и по п.4 ст.30, при этом ссылаясь на то, что ответчик не включил в его общий трудовой стаж иные периоды его деятельности, но данные требования в суде первой инстанции истцом не заявлялись.  

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств по делу, иное толкование норм права, однако не опровергают выводов суда, и не влекут отмену судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области  от  25 декабря 2012 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Просина Н*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи