УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мещанинова
И.П. Дело № 33-1345/2012
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 15 мая 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Грудкиной Т.М.,
при секретаре Ганеевой И.Р.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного
Фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Карсунском районе
Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской
области от 13 марта 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Дронина Г*** Н*** к Управлению Пенсионного Фонда
Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском
районе Ульяновской области о назначении
досрочной пенсии по старости удовлетворить.
Признать решение Управления
Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области №15991
от 17.02.2012 незаконным.
Обязать Управление
Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
включить в специальный стаж Дронину Г*** Н*** период службы в составе Вооруженных
Сил СССР с 02.07.1984 по
27.05.1986 и назначить досрочную
трудовую пенсию по старости с 10 февраля 2012 года.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Дронина Г.Н., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Дронин Г.Н. обратился в суд с иском, уточненным в
ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственному учреждению) в Карсунском
районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Карсунском
районе Ульяновской области) о назначении досрочно трудовой пенсии по
старости.
В обоснование иска
указал, что 10.02.2012 он обратился к ответчику с заявлением о назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности. Решением УПФ РФ (ГУ) в Карсунском
районе Ульяновской области от 17.02.2012 ему было отказано в назначении такой
пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом в
специальный трудовой стаж ему не был зачтен период службы в Вооруженных Силах
СССР с 02.07.1984 по 27.05.1986 (1 год 10 месяцев 26 дней).
Решение ответчика считал незаконным, поскольку на момент
прохождения истцом службы действовало постановление Совета Министров СССР от
17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому в стаж работы по
специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе
Вооруженных Сил СССР. Указанное время службы истца относится к периодам
деятельности до установления нового правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Просил признать незаконным
решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской
области от 17.02.2012 № 15991 об отказе в назначении ему досрочной трудовой
пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п.19 Федерального закона Российской
Федерации «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика включить ему в
специальный стаж работы период военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с
02.07.1984 по 27.05.1986, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с
10.02.2012.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с
существенным нарушением норм материального права. Указывает, что суд при
рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно:
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за
выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства». При этом суд применил закон не в полном объеме, а выборочно, взяв
из него только те положения, которые выгодны истцу. Действующее на момент
обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в
Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Правильность позиции пенсионного
органа подтверждается также Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70 «О
некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,
28, 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». Согласно разъяснению, содержащему в названном
постановлении, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах
работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день
установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой. В
случае с истцом не должны применяться положения постановления Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу с 01.10.1993.
В возражениях на апелляционную жалобу Дронин Г.Н. просит оставить решение суда без изменения, а
жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в Карсунском районе Ульяновской
области - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя
УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области,
который был извещен о дне судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В судебном
заседании Дронин Г.Н. возражал против
доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и
обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью
1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
В
соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» досрочная трудовая пенсия
по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что 10.02.2012 Дронин Г.Н. обратился в Управление Пенсионного
Фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Карсунском районе
Ульяновской области с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по
старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика
от 17.02.2012 истцу было отказано в назначении такой пенсии в связи с
отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом в специальный трудовой
стаж ему не был зачтен период службы в Вооруженных Силах СССР с 02.07.1984 по
27.05.1986 (1 год 10 месяцев 26 дней).
Этим же решением
пенсионного органа в специальный стаж Дронина Г.Н. были включены периоды его
работы с 15.08.1998 по 08.12.2002 в должности учителя физкультуры Б. П*** средней
школы, с 09.12.2002 по 10.02.2012 – учителя физкультуры, директора того же
образовательного учреждения, а всего - 23 года 5 месяцев 23 дня.
В соответствии со статьей
39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к
основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией
РФ.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55
(части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней
предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений
могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть
уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства
право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд
Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на
Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №
320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права
на пенсию в соответствии с условиями и
нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент
приобретения права.
В период с
02.07.1984 по 27.05.1986 истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР,
что было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком в ходе
судебного разбирательства.
В указанный спорный период
времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения
пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Подпунктом «г»
пункта 1 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим
работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме
работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в
составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 Положения период военной
службы засчитывался в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения
пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает
право на эту пенсию.
Данное условие у
истца соблюдено. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о зачете в специальный стаж истца периода его службы в рядах Советской
Армии.
Период службы истца
в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002
года, то есть до установления нового правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Вышеназванный период
службы Дронина Г.Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при
досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его
обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
В рассмотренном
судом случае на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда за
назначением пенсии у него имелся необходимый для назначения пенсии специальный
стаж. В связи с данным обстоятельством суд первой инстанции обоснованно
возложил на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное
учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
назначить истцу пенсию с момента
обращения за ней (10.02.2012).
Учитывая, что
обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка,
материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно,
оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 13 марта 2012 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи