Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии педагогу
Документ от 15.05.2012, опубликован на сайте 04.06.2012 под номером 32293, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мещанинова И.П.                                                               Дело № 33-1345/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Ганеевой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского  районного  суда Ульяновской области от 13 марта 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Дронина Г*** Н*** к Управлению Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области №15991 от 17.02.2012 незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Дронину Г*** Н*** период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 02.07.1984 по 27.05.1986  и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10 февраля 2012 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Дронина Г.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Дронин Г.Н. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области) о назначении досрочно трудовой пенсии по старости. 

В обоснование иска указал, что 10.02.2012 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 17.02.2012 ему было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом в специальный трудовой стаж ему не был зачтен период службы в Вооруженных Силах СССР с 02.07.1984 по 27.05.1986 (1 год 10 месяцев 26 дней).

Решение ответчика считал незаконным, поскольку на момент прохождения истцом службы действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому в стаж работы по специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанное время службы истца относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Просил признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 17.02.2012 № 15991 об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п.19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика включить ему в специальный стаж работы период военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 02.07.1984 по 27.05.1986, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 10.02.2012.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях  за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского  хозяйства». При этом суд применил закон не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истцу. Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Правильность позиции пенсионного органа подтверждается также Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно разъяснению, содержащему в названном постановлении, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой. В случае с истцом не должны применяться положения постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу с 01.10.1993.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Дронин Г.Н.  просит оставить решение суда без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области  - без удовлетворения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области, который был извещен о дне судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

В судебном заседании  Дронин Г.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 10.02.2012 Дронин Г.Н. обратился в Управление Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона  РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от 17.02.2012 истцу было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом в специальный трудовой стаж ему не был зачтен период службы в Вооруженных Силах СССР с 02.07.1984 по 27.05.1986 (1 год 10 месяцев 26 дней).

Этим же решением пенсионного органа в специальный стаж Дронина Г.Н. были включены периоды его работы с 15.08.1998 по 08.12.2002 в должности учителя физкультуры Б. П*** средней школы, с 09.12.2002 по 10.02.2012 – учителя физкультуры, директора того же образовательного учреждения, а всего - 23 года 5 месяцев 23 дня. 

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений  могли в разумных пределах предвидеть  последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию  в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период с 02.07.1984 по 27.05.1986 истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР, что было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Подпунктом «г» пункта 1 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на  пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.  Согласно п. 4 Положения период военной службы засчитывался в специальный стаж при условии, если не  менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту  пенсию.

Данное условие у истца соблюдено. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о зачете в специальный стаж истца периода его службы в рядах Советской Армии.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Вышеназванный период службы Дронина Г.Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В рассмотренном судом случае на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда за назначением пенсии у него имелся необходимый для назначения пенсии специальный стаж. В связи с данным обстоятельством суд первой инстанции обоснованно возложил на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области назначить истцу  пенсию с момента обращения за ней (10.02.2012).

 

Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка,  материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 13 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи