УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-4430/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 13
декабря 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Камаловой Е.Я.
и Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Озерцова Е*** Е*** на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 ноября 2011 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
Министерства труда и социального развития Ульяновской области к Федеральному
государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» удовлетворить.
Признать
индивидуальную программу реабилитации инвалида Озерцова Е*** Е*** № *** от
29.03.2011 г. недействительной в части указания в качестве исполнителя услуги
по санаторно-курортному лечению ОАО «Санаторий «Южное взморье».
Исковые требования
Министерства труда и социального развития Ульяновской области к муниципальному
учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» о
признании недействительной записи в направлении на медико-социальную экспертизу
от 14.10.2010 г. о рекомендации Озерцову Е*** Е*** санаторно-курортного лечения
в ОАО «Санаторий «Южное взморье» оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Нефедова О.Н., объяснения Озерцова Е.Е., поддержавшего доводы
кассационной жалобы; Файзулловой А.М., представляющей по доверенности интересы
ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», считающей решение подлежащим отмене;
представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области –
Бурлевой С.А. и представителя Министерства финансов Ульяновской области – Гусевой
Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство труда и
социального развития Ульяновской области обратилась в суд с иском к
Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» о признании индивидуальной программы
реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. № *** от 29.03.2011 г. недействительной в
части указания в качестве исполнителя услуги по санаторно-курортному лечению ОАО
«Санаторий «Южное взморье», к муниципальном учреждению здравоохранения
«Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» – о признании недействительной
записи в направлении на медико-социальную экспертизу от 14.10.2010 г. о
рекомендации Озерцову Е.Е. санаторно-курортного лечения в ОАО «Санаторий «Южное
взморье».
Требования
мотивированы тем, что на основании выданного МУЗ «Городская поликлиника № 1 им.
С.М. Кирова» направления на медико-социальную экспертизу ФГУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации
инвалида в отношении Озерцова Е.Е., в разделе «Санаторно-курортное лечение»
которой указано, что Озерцов Е.Е. нуждается в санаторно-курортном лечении
длительностью 42 дня в санаториях спинального профиля 2 раза в год, в санатории
«Южное взморье». Указание в программе реабилитации конкретного
санаторно-курортного учреждения противоречит действующим нормативным правовым
актам, в частности Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Федеральному закону «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд», Федеральному закону «О государственной социальной помощи», распоряжению
Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р «О федеральном перечне
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду», Постановлению Правительства Ульяновской области от
25.02.2010 г. № 61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий
по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям
граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной
помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских
показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на
междугородном транспорте к месту лечения и обратно».
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Озерцов Е.Е. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что ему, как
инвалиду-колясочнику, индивидуально подходит (оптимален) санаторий «Южное
взморье», от лечения в котором наблюдается наибольший реабилитационный эффект.
В 2010 году Министерство труда и социального развития Ульяновской области уже
предоставляло путевки на лечение в указанный санаторий. При этом путевки
приобретались у единственного исполнителя, что допускается ст. 55 Федерального
закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд». Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 04.08.2008 г. №379н установлено, что разработка индивидуальной программы
реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро с
учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в
направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации,
оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. Полагает, что эксперты
ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», не установившие противопоказаний для
лечения в санатории «Южное взморье», обоснованно указали его в программе
реабилитации. Обращает внимание на недоказанность наличия иных санаториев
спинального профиля, в которых имелись бы условия для беспрепятственного
передвижения на инвалидной коляске.
Министерство
финансов Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит
оставить решение без изменения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной
инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в
возражениях на нее.
Государством в силу ст. 10
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется за счет средств
федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской
Федерации.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне
в числе реабилитационных мер указано санаторно-курортное лечение.
Комплекс оптимальных
для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды,
формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и
других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию
нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию
способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности
устанавливается индивидуальной
программой реабилитации инвалида (ст. 11 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Как следует из
материалов дела, в результате получения ***1998 г. травмы у Озерцова Е.Е.
наступила *** утраты трудоспособности. ***.2008 г. филиалом № 6 ФГУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» ему была установлена *** инвалидности бессрочно.
14.10.2010 г. МУЗ
«Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» выдало Озерцову Е.Е. направление на
медико-социальную экспертизу с указанием о рекомендации санаторно-курортного
лечения в санатории «Южное взморье».
29.03.2011 г. ФГУ
«ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработало Озерцову Е.Е. индивидуальную
программу реабилитации инвалида, указав в разделе «Мероприятия медицинской
реабилитации» нуждаемость в санаторно-курортном лечении в санатории спинального
профиля и определив конкретный санаторий – «Южное взморье». В качестве
исполнителя данного мероприятия указано Министерство труда и социального
развития Ульяновской области.
Разрешая
предъявленные требования о признании индивидуальной программы реабилитации
инвалида Озерцова Е.Е. в указанной части недействительной, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу об их
обоснованности.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для
признания его неправильным отсутствуют.
Форма индивидуальной
программы
реабилитации инвалида, выдаваемая федеральным государственным учреждением
медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 04 августа 2008 г. № 379н.
В индивидуальной программе
реабилитации инвалида указываются различные реабилитационные меры, в том числе
мероприятия по медицинской реабилитации («лечению»), сроки проведения этих
мероприятий и их исполнитель. К мероприятиям по медицинской реабилитации
относится санаторно-курортное лечение.
В соответствии с
Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида
(ребенка-инвалида) (приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 04 августа 2008 г. № 379н)
разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется
специалистами федеральных государственных учреждений
медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской
реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу
медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь
гражданину.
Как правильно указал
суд, из содержания Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 г. № 379н не
следует, что федеральные государственные учреждения медико-социальной
экспертизы наделяются правом выбора конкретного учреждения, предоставляющего
инвалиду санаторно-курортное лечения.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда о том, что, учитывая наличие иных санаториев
спинального профиля, в индивидуальной программе реабилитации указание
конкретного санатория является недопустимым.
Доводы кассационной
жалобы об отсутствии доказательств наличия в иных санаторно-курортных
учреждениях условий для беспрепятственного передвижения на инвалидной коляске
опровергаются материалами дела.
Более того, согласно
ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм должны
создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым,
общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным
сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п. 11
Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утверждены
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864) выдача гражданам
путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки
учреждения здравоохранения. При этом стоимость 1 дня пребывания в
санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества
лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и
размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной
поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации.
Предоставление
государством мер социальной поддержки инвалидов в форме санаторно-курортного
лечения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета,
предусмотренных на эти цели.
При наличии в
индивидуальной программе реабилитации оспариваемых предписаний относительно
санаторного учреждения Министерство труда и социального развития Ульяновской
области вынуждено будет приобретать путевку даже в случае превышения ее
стоимости по сравнению с определенными Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации нормативами, что не согласуется с конституционным
принципом равенства, гарантирующим одинаковые права и обязанности для лиц,
относящихся к одной категории субъектов права.
Указание только
Озерцову Е.Е. в индивидуальной программе реабилитации конкретного санаторного
учреждения является произвольной и не основанной на объективных характеристиках
дифференциацией инвалидов, имеющих право на получение санаторно-курортного
лечения.
Оказание услуг по
санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так
далее) для нужд заказчика – Министерства труда и социального развития
Ульяновской области в силу Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» должно осуществляться на конкурсной
основе. Наличие в программе реабилитации конкретного санаторного учреждения
данному требованию не удовлетворяет.
Обоснование Озерцовым
Е.Е. в кассационной жалобе со ссылкой на п. 14 ч.2 ст. 55 Федерального закона
от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ допустимости заключения государственного контракта с
единственным исполнителем основывается на ошибочном толковании указанной
правовой нормы. Министерством труда и социального развития Ульяновской области
санаторно-курортные путевки приобретаются не только для Озерцова Е.Е.
При этом заказы на
поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание
одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала так же на сумму,
не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного
размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами по одной сделке, что в настоящий момент составляет 100
тысяч руб.
Ссылки в жалобе на
предоставление Министерством труда и социального развития Ульяновской области
ранее путевок именно в санаторий «Южное взморье» на правильность выводов суда
не влияют.
При таких
обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами
суда первой инстанции о признании спорных положений индивидуальной программы
реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. недействительными.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение
суда является правильным и изменению по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 03 ноября 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Озерцова Е*** Е*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи