Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание индивидуальной программы реабилитации инвалида
Документ от 13.12.2011, опубликован на сайте 30.12.2011 под номером 29813, 2-я гражданская, о признании недействительной ИПР в отношении Озерцова Е.Е. в части, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                 Дело № 33-4430/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          13 декабря 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Озерцова Е*** Е*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 ноября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства труда и социального развития Ульяновской области к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» удовлетворить.

Признать индивидуальную программу реабилитации инвалида Озерцова Е*** Е*** № *** от 29.03.2011 г. недействительной в части указания в качестве исполнителя услуги по санаторно-курортному лечению ОАО «Санаторий «Южное взморье».

Исковые требования Министерства труда и социального развития Ульяновской области к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» о признании недействительной записи в направлении на медико-социальную экспертизу от 14.10.2010 г. о рекомендации Озерцову Е*** Е*** санаторно-курортного лечения в ОАО «Санаторий «Южное взморье» оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Озерцова Е.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы; Файзулловой А.М., представляющей по доверенности интересы ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», считающей решение подлежащим отмене; представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области – Бурлевой С.А. и представителя Министерства финансов Ульяновской области – Гусевой Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство труда и социального развития Ульяновской области обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» о признании индивидуальной программы реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. № *** от 29.03.2011 г. недействительной в части указания в качестве исполнителя услуги по санаторно-курортному лечению ОАО «Санаторий «Южное взморье», к муниципальном учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» – о признании недействительной записи в направлении на медико-социальную экспертизу от 14.10.2010 г. о рекомендации Озерцову Е.Е. санаторно-курортного лечения в ОАО «Санаторий «Южное взморье».

Требования мотивированы тем, что на основании выданного МУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» направления на медико-социальную экспертизу ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида в отношении Озерцова Е.Е., в разделе «Санаторно-курортное лечение» которой указано, что Озерцов Е.Е. нуждается в санаторно-курортном лечении длительностью 42 дня в санаториях спинального профиля 2 раза в год, в санатории «Южное взморье». Указание в программе реабилитации конкретного санаторно-курортного учреждения противоречит действующим нормативным правовым актам, в частности Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральному закону «О государственной социальной помощи», распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», Постановлению Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 г. № 61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Озерцов Е.Е. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что ему, как инвалиду-колясочнику, индивидуально подходит (оптимален) санаторий «Южное взморье», от лечения в котором наблюдается наибольший реабилитационный эффект. В 2010 году Министерство труда и социального развития Ульяновской области уже предоставляло путевки на лечение в указанный санаторий. При этом путевки приобретались у единственного исполнителя, что допускается ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 г. №379н установлено, что разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. Полагает, что эксперты ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», не установившие противопоказаний для лечения в санатории «Южное взморье», обоснованно указали его в программе реабилитации. Обращает внимание на недоказанность наличия иных санаториев спинального профиля, в которых имелись бы условия для беспрепятственного передвижения на инвалидной коляске.

 

Министерство финансов Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

Государством в силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне в числе реабилитационных мер указано санаторно-курортное лечение.

Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности устанавливается индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в результате получения ***1998 г. травмы у Озерцова Е.Е. наступила *** утраты трудоспособности. ***.2008 г. филиалом № 6 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему была установлена *** инвалидности бессрочно.

14.10.2010 г. МУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» выдало Озерцову Е.Е. направление на медико-социальную экспертизу с указанием о рекомендации санаторно-курортного лечения в санатории «Южное взморье».

29.03.2011 г. ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработало Озерцову Е.Е. индивидуальную программу реабилитации инвалида, указав в разделе «Мероприятия медицинской реабилитации» нуждаемость в санаторно-курортном лечении в санатории спинального профиля и определив конкретный санаторий – «Южное взморье». В качестве исполнителя данного мероприятия указано Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Разрешая предъявленные требования о признании индивидуальной программы реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. в указанной части недействительной, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу об их обоснованности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 августа 2008 г. № 379н.

В индивидуальной программе реабилитации инвалида указываются различные реабилитационные меры, в том числе мероприятия по медицинской реабилитации («лечению»), сроки проведения этих мероприятий и их исполнитель. К мероприятиям по медицинской реабилитации относится санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 августа 2008 г. № 379н) разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Как правильно указал суд, из содержания Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 г. № 379н не следует, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы наделяются правом выбора конкретного учреждения, предоставляющего инвалиду санаторно-курортное лечения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что, учитывая наличие иных санаториев спинального профиля, в индивидуальной программе реабилитации указание конкретного санатория является недопустимым.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств наличия в иных санаторно-курортных учреждениях условий для беспрепятственного передвижения на инвалидной коляске опровергаются материалами дела.

Более того, согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864) выдача гражданам путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки учреждения здравоохранения. При этом стоимость 1 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Предоставление государством мер социальной поддержки инвалидов в форме санаторно-курортного лечения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

При наличии в индивидуальной программе реабилитации оспариваемых предписаний относительно санаторного учреждения Министерство труда и социального развития Ульяновской области вынуждено будет приобретать путевку даже в случае превышения ее стоимости по сравнению с определенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативами, что не согласуется с конституционным принципом равенства, гарантирующим одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права.

Указание только Озерцову Е.Е. в индивидуальной программе реабилитации конкретного санаторного учреждения является произвольной и не основанной на объективных характеристиках дифференциацией инвалидов, имеющих право на получение санаторно-курортного лечения.

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в силу Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должно осуществляться на конкурсной основе. Наличие в программе реабилитации конкретного санаторного учреждения данному требованию не удовлетворяет.

Обоснование Озерцовым Е.Е. в кассационной жалобе со ссылкой на п. 14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ допустимости заключения государственного контракта с единственным исполнителем основывается на ошибочном толковании указанной правовой нормы. Министерством труда и социального развития Ульяновской области санаторно-курортные путевки приобретаются не только для Озерцова Е.Е.

При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала так же на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, что в настоящий момент составляет 100 тысяч руб.

Ссылки в жалобе на предоставление Министерством труда и социального развития Ульяновской области ранее путевок именно в санаторий «Южное взморье» на правильность выводов суда не влияют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции о признании спорных положений индивидуальной программы реабилитации инвалида Озерцова Е.Е. недействительными.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Озерцова Е*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи