Судебный акт
Доплата к пенсии работнику угольной промышленности
Документ от 29.11.2011, опубликован на сайте 13.12.2011 под номером 29509, 2-я гражданская, о понуждении к назначению ежемесячной доплате к пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                                          Дело № 33-4231/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            29 ноября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П., 

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Аглеева Р*** Х*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе назначить Аглееву Р*** Х*** ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с  Федеральным  законом Российской Федерации № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности с 1 мая 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Аглеева Р.Х. – Медянцевой Т.В., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Аглеев Р.Х. обратился в суд с иском  к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о назначении с 01.05.2011 года ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии Федеральным законом  № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В обоснование иска указал, что в 2006 году ему была назначена  досрочная трудовая пенсия по старости как работнику организаций угольной промышленности  на основании п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

01 февраля 2011 года он обратился к ответчику с заявлением  о назначении  ежемесячной доплаты к пенсии  в соответствии с ФЗ № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Однако в назначении указанной доплаты ему было отказано в связи с отсутствием необходимого по  продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом из специального стажа истца был исключен период  его работы горнорабочим очистного забоя шахты «К***» в республике Украина с 01.01.1991 по 31.07.2002г.

Отказ в назначении доплаты к пенсии истец считает незаконным. В связи с этим просил суд обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить ему указанную доплату к пенсии с 01.05.2011 года.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает на неверное применение судом норм действующего законодательства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010г. №84-ФЗ доплата к пенсии производится за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данная доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности имеет иную правовую природу.

Поскольку исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, стаж соответствующей работы исчисляется в соответствии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно пункту 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

С учетом изложенного, в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР - до 1 января 1991 года.

Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г.  в данном случае применимо быть не может, поскольку оно применяется только для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения.

Аглеев Р.Х.  после 1991 года работал в республике Украина.  Взносы в пенсионный фонд РФ за него не уплачивались. Поэтому период работы истца с

01.01.1991г. по 31.07.2002г. не может быть включен в стаж, необходимый для назначения ежемесячной доплаты к пенсии.

В возражениях на кассационную жалобу Аглеев Р.Х. просит  оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Аглеева Р.Х.  в период с 29.06.1979 по 31.07.2002г. работал горнорабочим на шахте «К***» в республике Украина. С 01.05.2006 года  УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области выплачивает ему трудовую пенсию по старости  на основании п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный для назначения пенсии были включены периоды работы истца  с 15.10.1979 по 31.12.2001г. (оценка пенсионных прав истца производилась по состоянию на 01.01.2002г.) - 22 года 2 мес. 17 дн. 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ
"О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

01 февраля 2011 года Аглеев Р.Х. обратился в УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии  с вышеуказанным федеральным законом. Однако в назначении указанной доплаты к пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого по продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По подсчетам пенсионного фонда специальный стаж истца для назначения доплаты составил 11 лет 2 месяца 17 дн. При этом в стаж для назначения доплаты к пенсии не был засчитан период работы истца с 01.01.1991 года по  31.07.2002 года горнорабочим очистного забоя, поскольку работа в указанный период имела место в республике Украина и за указанный период не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ истцу в назначении ежемесячной доплаты к пенсии является незаконным. 

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации  для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Следовательно, стаж соответствующей работы исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со  статьями 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года № 173, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно ч.2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, в которое входит и республика Украина, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6).

В силу ст. 5 данного Соглашения, его действие распространено  на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

В приложении № 1 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 99р от 22.06.2004 года «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» в  пункте 5 указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах- участниках Соглашения от 13.03.1992 года приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что  порядок исчисления стажа  для назначения  пенсии по п.п.11 п.1. ст. 27   ФЗ №173-ФЗ и порядок исчисления стажа для определения права  на доплату  к пенсии на основании ФЗ № 84-ФЗ от 10.05.2010 г. должен быть одинаковым.  

Таким образом, у истца имеется необходимый стаж для назначения ему ежемесячной доплаты к пенсии как работнику угольной промышленности.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной трактовке действующего законодательства.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: