УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Орлова
С.Н.
Дело № 33-4231/2011
К А С С
А Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
29 ноября
2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27
октября 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования Аглеева Р*** Х*** удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе назначить Аглееву
Р*** Х*** ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации № 84-ФЗ «О дополнительном социальном
обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
с 1 мая 2011 года.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Аглеева
Р.Х. – Медянцевой Т.В., просившей решение суда
оставить без изменения, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аглеев Р.Х. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ
(Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области о назначении с 01.05.2011 года ежемесячной доплаты к
пенсии в соответствии Федеральным законом
№ 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий
работников организаций угольной промышленности».
В обоснование иска
указал, что в 2006 году ему была назначена
досрочная трудовая пенсия по старости как работнику организаций угольной
промышленности на основании п.п.11 п.1
ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
01 февраля 2011 года
он обратился к ответчику с заявлением о
назначении ежемесячной доплаты к
пенсии в соответствии с ФЗ № 84-ФЗ «О
дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников
организаций угольной промышленности». Однако в назначении указанной доплаты ему
было отказано в связи с отсутствием необходимого по продолжительности стажа на соответствующих
видах работ. При этом из специального стажа истца был исключен период его работы горнорабочим очистного забоя шахты
«К***» в республике Украина с 01.01.1991 по 31.07.2002г.
Отказ в назначении
доплаты к пенсии истец считает незаконным. В связи с этим просил суд обязать
УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области назначить ему указанную доплату к пенсии с 01.05.2011 года.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает на
неверное применение судом норм действующего законодательства. В соответствии со
ст. 1 Федерального закона «О дополнительном обеспечении отдельных категорий
работников организаций угольной промышленности» от
10.05.2010г. №84-ФЗ доплата к пенсии производится за счет взносов, уплачиваемых
организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации.
Доплата к
пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному
социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16 июля 1999
года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 15
декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации». Данная доплата к пенсии работникам организаций угольной
промышленности имеет иную правовую природу.
Поскольку
исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления
стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», следовательно, стаж соответствующей работы исчисляется в
соответствии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно
пункту 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно
в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными
нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом к уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата
взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года,
единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности.
С учетом изложенного, в стаж для установления доплаты к
пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях
угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях
угольной промышленности СССР - до 1 января 1991 года.
Соглашение
«О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых
государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г. в данном случае применимо быть не может,
поскольку оно применяется только для установления права на пенсию, в
том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам
государств-участников Соглашения.
Аглеев Р.Х. после 1991 года работал в республике
Украина. Взносы в пенсионный фонд РФ за
него не уплачивались. Поэтому период работы истца с
01.01.1991г.
по 31.07.2002г. не может быть включен в стаж, необходимый для назначения
ежемесячной доплаты к пенсии.
В возражениях на
кассационную жалобу Аглеев Р.Х. просит оставить решение суда без изменения, считая
его законным и обоснованным.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с
п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая
пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7
настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий
день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав
горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных
ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они
работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -
горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках,
машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не
менее 20 лет.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
В ходе
рассмотрения дела установлено, что Аглеева Р.Х. в период с 29.06.1979 по 31.07.2002г. работал
горнорабочим на шахте «К***» в республике Украина. С 01.05.2006 года УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области выплачивает ему
трудовую пенсию по старости на основании
п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В
специальный для назначения пенсии были включены периоды работы истца с 15.10.1979 по 31.12.2001г. (оценка
пенсионных прав истца производилась по состоянию на 01.01.2002г.) - 22 года 2
мес. 17 дн.
В соответствии со
ст. 1 Федерального
закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ
"О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников
организаций угольной промышленности" лица, работавшие в
организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на
подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных
частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не
менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного
забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных
выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет
взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж
работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы,
засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11
пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа
работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на
соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в соответствии с подпунктом 11
пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".
01 февраля 2011 года
Аглеев Р.Х. обратился в УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе с заявлением о назначении доплаты к
пенсии в соответствии с вышеуказанным
федеральным законом. Однако в назначении указанной доплаты к пенсии истцу было
отказано в связи с отсутствием необходимого по продолжительности стажа на
соответствующих видах работ. По подсчетам пенсионного фонда специальный стаж
истца для назначения доплаты составил 11 лет 2 месяца 17 дн.
При этом в стаж для назначения доплаты к пенсии не был засчитан период работы
истца с 01.01.1991 года по 31.07.2002
года горнорабочим очистного забоя, поскольку работа в указанный период имела
место в республике Украина и за указанный период не производилась уплата
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ истцу
в назначении ежемесячной доплаты к пенсии является незаконным.
Исчисление стажа
работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах
работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. «О
трудовых пенсиях в РФ».
Следовательно, стаж
соответствующей работы исчисляется в соответствии с Правилами исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьями 27 и
28 Закона от 17 декабря 2001 года № 173, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно ч.2 ст. 10
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
№ 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись
лицами, указанными в части первой статьи 3
настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации,
включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в
случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в
соответствии со статьей 29
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации".
В соответствии с
Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества
независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, в
которое входит и республика Украина, для установления права на пенсию, в том
числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-
участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории
любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до
вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6).
В силу ст. 5
данного Соглашения, его действие распространено
на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или
будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В приложении № 1
Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 99р от
22.06.2004 года «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения
лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-
республик бывшего СССР» в пункте 5 указано, что для определения
права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по
старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13.03.1992
года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих
государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший
место в государствах- участниках Соглашения от 13.03.1992 года приравнивается к
страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок исчисления стажа для назначения пенсии по п.п.11 п.1. ст. 27 ФЗ №173-ФЗ и порядок исчисления стажа для
определения права на доплату к пенсии на основании ФЗ № 84-ФЗ от
10.05.2010 г. должен быть одинаковым.
Таким образом, у
истца имеется необходимый стаж для назначения ему ежемесячной доплаты к пенсии
как работнику угольной промышленности.
Доводы кассационной
жалобы сводятся к иной трактовке действующего законодательства.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27
октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в
г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: