УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сафаров
М.Т.
Дело № 33-3987/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
15 ноября
2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Камаловой Е.Я.
при секретаре
Пелькине А.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском
районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской
области от 05 октября 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Яфарова Ш*** М*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Старокулаткинском районе Ульяновской области включить
в специальный трудовой стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в
учреждениях для детей, период прохождения Яфаровым Ш*** М*** военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР
с 7 мая 1974 года по 21 мая 1976 года.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Старокулаткинском районе Ульяновской области назначить Яфарову Ш*** М*** трудовую пенсию по старости ранее достижения
возраста 60 лет в связи с
осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии
с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) с 6 июля 2011 года.
Заслушав доклад
председательствующего судьи, объяснения Алтынбаевой Г.С. поддержавшей доводы
кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Яфаров Ш.М. обратился
в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности. В обоснование иска указал, что решением ответчика
от 26.07.2011 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости по причине отсутствия необходимого специального стажа, в который
пенсионный орган не засчитал период прохождения им военной службы по призыву в
Вооруженных Силах СССР с 07.05.1974 по 21.05.1976. Полагая данное решение
незаконным, просил суд обязать УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе
Ульяновской области включить в его педагогический стаж спорный период и
назначить ему трудовую пенсию по старости на льготных основаниях.
Рассмотрев данный
иск по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.
В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске
Яфарову Ш.М. отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные
судом существенные нарушения норм материального права. Полагает, что суд
необоснованно применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397,
утратившее силу 01.10.1993. Действующими в настоящее время Списками профессий и
должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991
№463, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781,
не предусматривается возможность включения в специальный педагогический стаж
периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР. Таким образом, право у истца на
льготную пенсию не возникло, в связи с чем, пенсионный орган обоснованно
отказал ему в назначении досрочной пенсии.
В возражение на кассационную жалобу Яфаров Ш.М., соглашаясь с
состоявшимся решением, просит оставить его без изменения.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2
этой же нормы Закона списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Яфаров Ш.М. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском
районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях
для детей. Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе
Ульяновской области от 26.07.2011 ему было отказано в назначении льготной
пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. По подсчету
ответчика специальный трудовой стаж истца на день его обращения в пенсионный
орган составил 23 года 4 месяцев 20 дней, вместо необходимых 25 лет. В
специальный стаж не был засчитан период прохождения военной службы по призыву с
07.05.1974 по 21.05.1976.
Как установлено в
ходе судебного разбирательства, 01.09.1972 истец поступил в Б***
индустриально-педагогический техникум, со второго курса которого был призван в
ряды Вооруженных сил СССР, проходил службу с 07.05.1974 по 21.05.1976, а по
возвращению со службы продолжил учебу в указанном учебном учреждении. По
окончании техникума в 1978 г. Яфаров Ш.М.
получил специальность мастера производственного обучения. Его трудовая
деятельность как педагога началась в р.п.С*** с 31.07.1978. Данные
обстоятельства установлены судом и сторонами не оспаривались.
Судебная коллегия
находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие
значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный
закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом
оснований для удовлетворения иска Яфарова Ш.М.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период службы
истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959
№1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Яфаров Ш.М. был призван на действительную военную службу,
которую проходил с 07.05.1974 по 21.05.1976. Таким образом, период службы истца
в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002
года, то есть до установления нового правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
При таких
обстоятельствах, период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит
включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном
назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за
назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
В этой связи,
следует признать обоснованной ссылку районного суда на правовую позицию
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении
от 29 января 2004 года №2-П.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями,
ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и
свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом
включения спорного периода специальный стаж истца составил более 25 лет, суд
первой инстанции обоснованно возложил на УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе
Ульяновской области обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии на
льготных основаниях.
Доводы кассационной
жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм
материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не
могут.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 05 октября 2011 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи