У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Асанидзе
Э.Г.
Дело-33-1735
-2011 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17
мая 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Нефедова О.Н.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на
решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 07 апреля
2011 года, с учетом определения
этого же суда от 19 апреля 2011 года об исправлении описки, по которому
постановлено:
Иск Домнина А*** В*** удовлетворить частично.
Отменить решение
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение)
в Карсунском районе Ульяновской области от 10.12.2010 года об отказе в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной
деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период нахождения
на курсах повышения квалификации с 12.01.1998 по 12.02.1998; с 20.11.2001 по 17.12.2001; с 26.02.2007 по 23.03.2007; с
02.11.2009 по 27.11.2009 исходя из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца;
Обязать Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы в
должности врача анестезиолога-реаниматора МУЗ «Карсунская ЦРБ» с 01.02.2001 по
05.08.2008 исходя из расчета 1 год работы как один год и 9 месяцев и назначить
ему досрочно трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с
03.12.2010 года, в остальной части исковых требований Домнину А*** В*** отказать в удовлетворении.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения
Домнина А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Домнин А.В.
обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что решением
УПФ РФ от 10.12.2010 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости по ст.27 п.1 пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения со ссылкой на отсутствие у
него необходимого специального стажа. При этом ответчиком неправильно исчислен
ряд периодов, в частности, период с 20.07.1996 по 05.08.2008, с 01.09.2009 по
день обращения зачтен в стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца
(работа в сельской местности). Однако не учтено, что в указанное время помимо
основной работы он работал в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и 50% ставки врача
анестезиолога-реаниматолога К*** ЦРБ, а с 28.06.1996 по 01.09.2007
дополнительно и внешним совместителем на 0,25 ставки врача-анестезиолога в ГУЗ
«Костно-туберкулезный санаторий «С***». При таких обстоятельствах указанные периоды должны быть зачтены из
расчета 1 год работы как 1 год 9 месяцев.
Кроме того, в специальный
стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с
12.01.1998 по 12.02.1998 (1 мес. 1 день) - 1 мес.22дня; с 20.11.2001 по
17.12.2001 (28 дней) – 1 мес. 19мес.; с 26.02.2007 по 23.03.2007 (28 дней) – 1
мес. 19 дней, с 02.11.2009 по 27.11.2009 (26 дней) – 1 мес. 14 дней, в то время
как они подлежат включению в льготном исчислении- 1 год работы как 1 год 9
месяцев.
Считал данное
решение незаконным, просил обязать ответчика включить спорные периоды в его
специальный стаж в льготном исчислении – 1 год как 1 год 9 месяцев работы и назначить досрочно
трудовую пенсию по старости с 03.12.2010 г.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Карсунском районе
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что периоды работы истца в должности врача
анестезиолога-реаниматолога в палате интенсивной терапии на 1 койку на базе
хирургического отделения МУЗ К*** ЦРБ,
не могут быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год
как 1 год 6 месяцев, поскольку работа врача-анестезиолога-реаниматолога должна
осуществляться в отделениях (группах, палатах)
реанимации и интенсивной терапии. Созданная в К*** ЦРБ палата к таким
подразделениям не относится. При этом работа в указанной должности должна
выполняться на полную ставку. Нахождение истца на курсах повышении квалификации
также не может быть засчитано в специальный стаж, поскольку это не
предусмотрено действующим законодательством.
В возражениях на
кассационную жалобу Домнин А.В. решение
суда просит оставить без изменения, а жалобу Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, извещенного о месте
и времени судебного рассмотрения надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение
суда подлежащим отмене в силу неправильного применения норм материального
права.
Из материалов дела
следует, что 03.12.2010 года Домнин А.В.
обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря
2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.12.2010 года
ему отказано в назначении указанной
пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
В специальный стаж
истца включено 26 лет 5 мес. 17 дней.
В указанный стаж
период работы истца с 20.07.1996 по
05.08.2008, с 01.09.2009 по день обращения -
в качестве врача-психиатра К*** ЦБР Ульяновской области с работой в
порядке внутреннего совместительства на
0,5 ставки и с совмещением 50% врача-анестезиолога-реаниматолога, зачтен ответчиком из расчета 1 год работы как
1 год и 3 месяца (работа в сельской местности). Истец полагал, что данный
период должен быть включен в специальный стаж из расчета год работы как 1
год 9 месяцев (1 год 3 месяца – сельская местность и 1 год 6 месяцев –
врач-анестезиолог-реаниматолог К*** ЦРБ).
Принимая решение о
частичном удовлетворении заявленных требований по данному периоду, суд первой
инстанции посчитал, что палата интенсивной терапии, созданная на базе
хирургического отделения МУЗ К*** ЦРБ Ульяновской области на 1 койку, относится
к структурному подразделению учреждений здравоохранения, работа в котором в
качестве врача-анестезиолога-реаниматолога
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, как год и
шесть месяцев.
Судебная коллегия не
может согласиться с данными выводами суда.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г.
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского
типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского
типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ
предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Постановлением №
781 от 29.10.2002 года утверждены Списки
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения (далее Список от 20.10.2002), и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002),
в соответствии с подпунктом 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
В соответствии с
пунктом 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях,
указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной
медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа,
засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или
сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым
законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа
осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в
течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж
работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих
должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная
продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из
должностей.
Пунктом 5 Правил
от 29.10.2002 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности
и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности
или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж
работы как год и 3 месяца (п. «а»); лицам, работавшим в структурных
подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню
согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и
6 месяцев (п.«б»). Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях
учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской
местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с
применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом
«а», так и подпунктом «б»
настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы
применяется к календарному периоду работы.
Согласно Перечню структурных подразделений
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и 6 месяцев
указанным правом на льготное исчисление стажа пользуются
врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений
(групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи)
анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений,
предусмотренных Списком.
Ранее действовавшее Постановление Совмина СССР от 06.09.1991 № 464
предусматривало льготное исчисление стажа в таком же порядке (1 год как 1 год 6
месяцев) врачам - анестезиологам - реаниматорам, отделений (групп)
анестезиологии – реанимации и отделений (палат)
реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с Положением об отделении
(группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения,
утвержденное Приказом от 11 июня 1986
года №841, согласно которому отделение (группа) анестезиологии-реанимации организовывались в составе
лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства
здравоохранения союзной республики в составе отделения
анестезиологии-реанимации могли быть организованы палаты для реанимации и интенсивной терапии в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в
том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц
– 200 и более коек при наличии в
больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2).
Таким образом, право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в
качестве врача-анестезиолога-реаниматолога, а только с такой, которая имеет
место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических
учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.
Из материалов дела
усматривается, что отделение, группа либо палата в составе отделения реанимации
и интенсивной терапии в К*** ЦГБ
Ульяновской области не создавались. Приказом № 45 от 01.02.2001 г. на
базе хирургического отделения больницы была развернута палата интенсивной терапии на 1 койку,
показаниями для помещения в которую являлись острые состояния, требующие
проведение реанимационных мероприятий, интенсивной терапии и круглосуточного
постоянного наблюдения врача и медсестры-анестезистки.
При этом должность
врача-анестезиолога-реаниматолога на 1 ставку по штатному расписанию
предусматривалась в составе хирургического отделения больницы, загруженность
палаты в спорный период составляла от 10
до 18 больных в год, по годовым отчетам
больницы по анестезиологии в качестве работающих в палате интенсивной
терапии в спорный период указано трое врачей – Домнин, Котельников, Сураева.
Данные
обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная в Карсунском ЦГБ палата
интенсивной терапии не может быть отнесена к структурному подразделению
анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии, работа в котором давала бы
право истцу на льготное исчисление медицинского стажа.
Указанное
подтверждается сведениями, представляемыми работодателем-страхователем в
пенсионный фонд в отношении истца, где его стаж в спорный период указывался без применения льготного
исчисления, связанного с работой в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога.
При таких обстоятельствах включение периода
работы Домнина А.В. с 01.02.2001 по 05.08.2008 в должности врача
анестезиолога-реаниматора палаты интенсивной терапии МУЗ «К*** ЦРБ» исходя из
расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев и назначение ему досрочно
трудовой пенсии по старости не может быть признано обоснованным, решение в этой
части подлежит отмене. Поскольку необходимости в исследовании дополнительных
доказательств для разрешения возникшего спора
не имеется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу в
этой части новое решение – об отказе в удовлетворении требований Домнина А.В. о
включении периода работы в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в специальный стаж в льготном исчислении 1
год как 1 год 6 месяцев.
Периоды нахождения
на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 12.01.1998 по
12.02.1998; с 20.11.2001 по 17.12.2001; с 26.02.2007 по 23.03.2007; с
02.11.2009 по 27.11.2009 включены в специальный стаж истца правильно, оснований
для отмены решения суда в этой части
судебная коллегия не находит.
Поскольку без
применения льготного порядка исчисления периода работы истца в качестве
врача-анестезиолога – реаниматолога
специальный стаж Домнина А.В. составляет менее необходимых 30 лет (при
смешанном стаже работы в качестве медицинского работника) оснований для
назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.
В силу изложенного,
руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 07 апреля 2011 года, с учетом определения этого же суда от 19 апреля 2011
года об исправлении описки, отменить в части возложения на пенсионный орган
обязанности засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период
работы в должности врача анестезиолога-реаниматора МУЗ «К*** ЦРБ» с 01.02.2001
по 05.08.2008 исходя из расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев, и
назначении ему с 03.12.2010 года
досрочной трудовой пенсии по старости.
Постановить по делу в этой части новое
решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В остальной
части решение суда оставить без
изменения.
Председательствующий
Судьи