Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная медицинская пенсия
Документ от 17.05.2011, опубликован на сайте 27.05.2011 под номером 25140, 2-я гражданская, О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Асанидзе Э.Г.                                                                       Дело-33-1735 -2011 г.                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 мая  2011 года                                                                  

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда  Ульяновской области от 07 апреля  2011 года, с учетом  определения этого же суда от 19 апреля 2011 года об исправлении описки, по которому постановлено:

Иск Домнина А*** В***  удовлетворить частично.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области от 10.12.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение)   в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период нахождения на курсах повышения квалификации с 12.01.1998 по 12.02.1998; с 20.11.2001  по 17.12.2001; с 26.02.2007 по 23.03.2007; с 02.11.2009 по 27.11.2009 исходя из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца;

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение)   в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы в должности врача анестезиолога-реаниматора МУЗ «Карсунская ЦРБ» с 01.02.2001 по 05.08.2008 исходя из расчета 1 год работы как один год и 9 месяцев и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03.12.2010 года, в остальной части исковых требований Домнину А***  В*** отказать в удовлетворении.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Домнина А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Домнин А.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.  В обоснование требований указал, что решением УПФ РФ от 10.12.2010 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со ссылкой на отсутствие у него необходимого специального стажа. При этом ответчиком неправильно исчислен ряд периодов, в частности,  период с  20.07.1996 по 05.08.2008, с 01.09.2009 по день обращения зачтен в стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности). Однако не учтено, что в указанное время помимо основной работы он работал в порядке внутреннего совместительства  на 0,5 ставки и 50% ставки врача анестезиолога-реаниматолога К*** ЦРБ, а с 28.06.1996 по 01.09.2007 дополнительно и внешним совместителем на 0,25 ставки врача-анестезиолога в ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «С***». При таких обстоятельствах  указанные периоды должны быть зачтены из расчета 1 год работы как 1 год 9 месяцев.

Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12.01.1998 по 12.02.1998 (1 мес. 1 день) - 1 мес.22дня; с 20.11.2001 по 17.12.2001 (28 дней) – 1 мес. 19мес.; с 26.02.2007 по 23.03.2007 (28 дней) – 1 мес. 19 дней, с 02.11.2009 по 27.11.2009 (26 дней) – 1 мес. 14 дней, в то время как они подлежат включению в льготном исчислении- 1 год работы как 1 год 9 месяцев.

Считал данное решение незаконным, просил обязать ответчика включить спорные периоды в его специальный стаж в льготном исчислении – 1 год как 1 год  9 месяцев работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 03.12.2010 г.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что периоды работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога в палате интенсивной терапии на 1 койку на базе хирургического отделения МУЗ К*** ЦРБ,  не могут быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год как 1 год 6 месяцев, поскольку работа врача-анестезиолога-реаниматолога должна осуществляться в отделениях (группах, палатах)  реанимации и интенсивной терапии. Созданная в К*** ЦРБ палата к таким подразделениям не относится. При этом работа в указанной должности должна выполняться на полную ставку. Нахождение истца на курсах повышении квалификации также не может быть засчитано в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

В возражениях на кассационную жалобу Домнин А.В.  решение суда просит оставить без изменения, а жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного рассмотрения надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в силу неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что  03.12.2010 года Домнин А.В. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.12.2010 года ему  отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального  стажа.

В специальный стаж истца включено  26 лет 5 мес. 17 дней.

В указанный стаж период работы истца с  20.07.1996 по 05.08.2008, с 01.09.2009 по день обращения -  в качестве врача-психиатра К*** ЦБР Ульяновской области с работой в порядке внутреннего  совместительства на 0,5 ставки и с совмещением 50% врача-анестезиолога-реаниматолога,  зачтен ответчиком из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности). Истец полагал, что данный период должен быть включен в специальный стаж из расчета год работы  как  1 год 9 месяцев (1 год 3 месяца – сельская местность и 1 год 6 месяцев – врач-анестезиолог-реаниматолог К*** ЦРБ).

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований по данному периоду, суд первой инстанции посчитал, что палата интенсивной терапии, созданная на базе хирургического отделения МУЗ К*** ЦРБ Ульяновской области на 1 койку, относится к структурному подразделению учреждений здравоохранения, работа в котором в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога  засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  как год и шесть месяцев.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее дос­тижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местно­сти и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местно­сти и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их воз­раста.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 781 от 29.10.2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список от 20.10.2002), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002), в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. «а»); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п.«б»). Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и 6 месяцев указанным правом на льготное исчисление стажа пользуются врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных Списком.

Ранее действовавшее Постановление Совмина СССР от 06.09.1991 № 464 предусматривало льготное исчисление стажа в таком же порядке (1 год как 1 год 6 месяцев) врачам - анестезиологам - реаниматорам, отделений (групп) анестезиологии – реанимации и  отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

В соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденное  Приказом от 11 июня 1986 года №841, согласно которому отделение (группа) анестезиологии-реанимации  организовывались в составе лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могли быть организованы  палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц –  200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2). 

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога, а только с такой, которая имеет место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.

Из материалов дела усматривается, что отделение, группа либо палата в составе отделения реанимации и интенсивной терапии в К*** ЦГБ  Ульяновской области не создавались. Приказом № 45 от 01.02.2001 г. на базе хирургического отделения больницы была развернута  палата интенсивной терапии на 1 койку, показаниями для помещения в которую являлись острые состояния, требующие проведение реанимационных мероприятий, интенсивной терапии и круглосуточного постоянного наблюдения врача и медсестры-анестезистки.

При этом должность врача-анестезиолога-реаниматолога на 1 ставку по штатному расписанию предусматривалась в составе хирургического отделения больницы, загруженность палаты в спорный период составляла от 10  до 18 больных в год, по годовым отчетам  больницы по анестезиологии в качестве работающих в палате интенсивной терапии в спорный период указано трое врачей – Домнин, Котельников, Сураева.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная в Карсунском ЦГБ палата интенсивной терапии не может быть отнесена к структурному подразделению анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии, работа в котором давала бы право истцу на льготное исчисление медицинского стажа. 

Указанное подтверждается сведениями, представляемыми работодателем-страхователем в пенсионный фонд в отношении истца, где его стаж в спорный период  указывался без применения льготного исчисления, связанного с работой в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога.

При  таких обстоятельствах включение периода работы Домнина А.В. с 01.02.2001 по 05.08.2008 в должности врача анестезиолога-реаниматора палаты интенсивной терапии МУЗ «К*** ЦРБ» исходя из расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев и назначение ему досрочно трудовой пенсии по старости не может быть признано обоснованным, решение в этой части подлежит отмене. Поскольку необходимости в исследовании дополнительных доказательств для разрешения возникшего спора  не имеется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу в этой части новое решение – об отказе в удовлетворении требований Домнина А.В. о включении периода работы в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога  в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 12.01.1998 по 12.02.1998; с 20.11.2001 по 17.12.2001; с 26.02.2007 по 23.03.2007; с 02.11.2009 по 27.11.2009 включены в специальный стаж истца правильно, оснований для отмены  решения суда в этой части судебная коллегия не находит.

Поскольку без применения льготного порядка исчисления периода работы истца в качестве врача-анестезиолога – реаниматолога  специальный стаж Домнина А.В. составляет менее необходимых 30 лет (при смешанном стаже работы в качестве медицинского работника) оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда  Ульяновской области от 07 апреля  2011 года, с учетом  определения этого же суда от 19 апреля 2011 года об исправлении описки, отменить в части возложения на пенсионный орган обязанности засчитать Домнину А*** В*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в должности врача анестезиолога-реаниматора МУЗ «К*** ЦРБ» с 01.02.2001 по 05.08.2008 исходя из расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев, и назначении ему с 03.12.2010 года  досрочной трудовой пенсии по старости.

Постановить по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части  решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи